«Олдтаймер-галерея» - крупнейшая в России выставка старинных автомобилей и технического антиквариата, которая проводится с 2002 года. В марте 2017 года в выставочном центре «Сокольники» открылась очередная, уже 26-я экспозиция шедевров мирового автомобилестроения. В этом году основой выставки стали «Первые моторы России» - экспозиция, посвящённая 110-летию образования гаража императора Николая II.
Считается, что последний русский царь владел самым многочисленным и самым блистательным автопарком среди европейских монархов. Ведь если в большинстве развитых стран мира автомобиль был уже чем-то обыденным, то в России он по-прежнему считался роскошью.
Из гаража Николая II не сохранилось вероятно ни одной машины. Ведь сразу после отречения Николая вся высочайшая коллекция отправилась работать - кто на фронт, а кто просто возить хлеб. Страна была истощена войной, и ни Временному правительству, ни, затем, большевикам, не пришло в голову как-то «отложить в сторону» так необходимый транспорт.
Дефицит автомобильных раритетов объясняется ещё и тем, что Россия по скорости автомобилизации находилась в числе отстающих. По информации историка Бориса Юлина, в 1913 году единственный (!) российский автомобильный завод «Русобалт» выпустил 100 (!) автомобилей. В этом же году Франция выпустила 48 000 автомобилей, а США - 484 000 автомобилей.
В такой ситуации, когда русская армия катастрофически задыхалась от недостатка снабжения, каждый автомобиль вырабатывал свой ресурс буквально до состояния металлолома.
Сегодня, благодаря некоторым музеям и частным коллекционерам со всего мира, мы можем увидеть уникальную автомобильную технику, произведённую до 1917 года. Олдтаймер-Галерея представила и любимый Николаем II французский «Делоне-Бельвиль», отечественные «Руссо-Балт» и «Яковлев-Фрезе», роскошный «Де Дион Бутон», один из первых «Бенцев», «Пежо», подаренный цесаревичу Алексею и знаменитый «Лорен-Дитрих».
Отдельного упоминания заслуживает экспозиция мотоциклов. Здесь представлены уникальные образцы, как произошедшие от обычного велосипеда, так и имеющие самостоятельную конструкцию.
Ниже мы предлагаем вам фоторепортаж с «Олдтаймер-галереи», который можно разделить на три части:
Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения
К сожалению, свою знаменитую фразу Остап Бендер произнес только в 1930 году. 110 лет назад никто и не мог предположить, что в этих словах кроется ключ к мировому господству. Война моторов была не за горами, но пока Император Всероссийский с головой окунулся в войну коллекций... Что же предпочитали сильные мира сего в начале 20-го века?..
Автомобиль № 1 на выставке - Lorraine-Dietrich, обретший бессмертие благодаря Ильфу и Петрову.
- Адам! - закричал Остап, покрывая скрежет мотора. - Как зовут вашу тележку?
- «Лорен-дитрих», - ответил Козлевич.
- Ну, что это за название? Машина, как военный корабль, должна иметь собственное имя. Ваш «лорендитрих» отличается замечательной скоростью и благородной красотой линий. Посему предлагаю присвоить машине название - «Антилопа-Гну»...
Представленный на выставке автомобиль произведён в 1912 году.
Ford Model T Speedster, 1914 год. Спортивная версия знаменитого Форда Т, с которого началось понятие «массовый автомобиль».
Chevrolet Series 490 Roadster, 1915 год. 490 - это цена машины в долларах, что было на 5 долларов меньше, чем Ford Model T. Кстати, двигатель Шевроле был существенно мощнее Форда - целых 24 лошадиных силы, против 20-ти.
Mercedes 22/50PS, 1912 год. Как и сегодня, Мерседес был в весьма популярен в великокняжеских гаражах и у крупных чиновников. Модель 22/50PS обладала мощнейшим двигателем в 50 л. с. и четырёхступенчатой коробкой передач.
Delaunay-Belleville 40HP, 1905 год. Император Николай II имел целых восемь автомобилей марки «Делоне-Бельвиль» - вот что значит быть основным должником Французской республики...
Studebaker Model 25, 1912 год. Ещё одна марка, навсегда засевшая в русском сознании.
- Идите к чертовой матери со своим «студебеккером»! - заорал Остап. - Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку? Русским языком ему говорят, что «студебеккер» в последний момент заменен «лорен-дитрихом», а он морочит голову! «Студебеккер!»
Юношу уже давно оттеснили распорядители, а Остап долго еще взмахивал руками и бормотал:
- Знатоки! Убивать надо таких знатоков! «Студебеккер» ему подавай...
Кстати, в 1913 году в Москве было целых семь «Студеров».
Mercedes Simplex 28/32PS, 1905 год. Пятилитровый двигатель развивал мощность в 32 л. с. и разгонял автомобиль до 60 км/ч.
Phänomobil 4/9PS Германия, 1911 год. Необычная попытка создать простой и дешёвый автомобиль. В России подобные конструкции не прижились и почти не продавались.
Lozier Type 77, США, 1912 год. «Лозьеры» стоили очень дорого, выпускались по 500 машин в год и безнадёжно проиграли массовым Фордам и Шевроле. Марка прекратила существование в 1915 году.
De Dion-Bouton Model Z, 1905 год. В начале 20-го века французские «Дион-Бутоны» были самыми массовыми автомобилями в Петербурге.
Le Zèbre Type A, 1910 год. Французская малолитражка стоила всего 3000 франков (примерно 100 долларов - Форд Т стоил до 500). Известно, что в России был один такой автомобиль.
Ford Model T Touring, США, 1915 год. Model T - каноническая модель мирового автопрома. Производилась с 1908-го по 1927 год, всего было выпущено более 15 миллионов экземпляров.
Машина по размерам и вместимости соответствовала современному среднему классу, двигатель в 20 л. с. разгонял её до 70 км/ч., кожаный салон и броский внешний вид в наличии. Зачем же нужно ещё 200 современный «лошадей» - чтобы возить кондиционер, магнитолу и GPS?
Железный конь приходит на смену ... лошадке
Если велосипед во все времена считался забавной игрушкой для богатых, то мотоцикл, благодаря своему «самодвижению», становился уже практичным механизмом. Европа наполнялась мотокурьерами, армии Германии и Англии обзаводились разведывательными и самокатными частями, даже некоторые ведомства России применяли мотоциклы. Но с производством железных коней в Российской Империи тоже не ладилось.
Крупнейший российский завод мотоциклов «Дукс» выпустил с 1909-го по 1915 год примерно 500 машин. Британская фирма «Triumph» только в 1909 году выпускала по 1000 мотоциклов в год. А с началом Первой Мировой войны получила заказ на 30 000 машин...
Моторный трицикл «Кудель». Германия, 1899 год. Предприятие Cudell & Co основал в 1898 году немецкий промышленник Макс Кудель специально для производства популярных трициклов французской фирмы De Dion-Bouton.
«Россия», 1903 год. «Моторные велосипеды» выпускались на рижской велосипедной фабрике Лейтнера. Применялся немецкий мотор Fafnir мощностью 2,5 л. с.
«Мото-Рев-Дукс», Россия, 1911 год. Московская фабрика «Дукс» стала самым массовым производителем мотоциклов в России.
Humber, Великобритания, 1912 год. Так как «Гумбер» считался лучшей английской маркой, то большое количество мотоциклов использовалось в Русской армии.
FN Four, Бельгия, 1913 год. Четыре цилиндра в ряд и привод при помощи карданного вала совершили революцию в мотостроении. Некоторое время FN Four считался самым быстрым серийным мотоциклом с максимальной скоростью 65 км/ч.
Triumph Model H, Великобритания, 1915 год. Triumph – старейшая мотоциклетная марка Великобритании, появившаяся в 1902 году. Model H выпускалась до 1923 года и считалась весьма надёжной и неприхотливой машиной.
Royal Ruby Russian, Великобритания, 1916 год. Данный мотоцикл поставлялся в Русскую армию.
Indian Model G, США, 1915 год. Данный мотоцикл одним из первых в мире получил цепную передачу. Кстати, мотоциклы Indian выпускались в количестве более 30 000 в год.
Традиционная экспозиция
Здесь представляют свои достижения реставрационные мастерские и коллекционные бюро, клубы любителей автостарины и частные коллекционеры. На выставке можно увидеть и весь цвет отечественного автопрома - от ЗИЛа до «Москвича», и зарубежную элиту (конечно же Бентли), и редкие марки, как, например, «Пирс-Эрроу».
ГАЗ-64 - первый советский серийный внедорожник из коллекции Вячеслав Лена, организатора популярной автовыставки «Моторы войны».
Итальянский артиллерийский тягач FIAT-SPA TM40.
Легендарный Виллис.
ЗИЛ-41047. В своё время - самый длинный легковой автомобиль в мире.
Спортивный автомобиль Volvo P1800 производился с 1960 по 1973 год. Разгон до 100 км/ч занимал 9,5 секунд.
Легендарный Horch 853 - самый роскошный автомобиль Третьего рейха. Согласно роману Юлиана Семёнова Штирлиц ездил именно на этом автомобиле. Совершенно не по званию, но он же советский разведчик!
На выставке многое продаётся. Если у вас достаточно денег, то приехав на Олдтаймер на метро, домой можно вернуться на знаменитом ЗИС-110.
Красавец кабриолет Buick Century 1958 года.
На этом всё.
Кстати, 27-я Олдтаймер-Галерея состоится 7-11 марта 2018 года в Сокольниках. Сделайте пометку в своём календаре - будет интересно!