Вот водокачка. Вот вокзал.
Вагоны, вагонетки.
Вон паровоз товарный стал
На самой дальней ветке...
|
После открытия в 2015 году станция Подмосковная стала одним из лучших музеев Москвы и вполне может конкурировать с ведущими техническими музеями России. Качество и охват экспозиции, продуманность территории и экспонатов - выше всяких похвал.
Станция Подмосковная является частью Музея железнодорожного транспорта Московской железной дороги и отлично дополняет историческую экспозицию на Павелецком вокзале и площадку железнодорожной техники на Рижском вокзале.
Любителям техники и истории России, а также мальчишкам в возрасте от 3-х до 100 лет музей строго рекомендован к посещению.
Станция Подмосковная - общий вид.
Московско-Виндавская железная дорога - краткая справка
Московско-Виндавская железная дорога - железнодорожная магистраль, открытая в начале XX века. Основная цель постройки - кратчайшим образом соединить Москву с Балтийским морем.
Железная дорога была построена обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и проходила по маршруту Москва - Ржев - Великие Луки - Митава - Виндава (ныне - Вентспилс, незамерзающий порт в Латвии, недалеко от Риги).
Строительство Московско-Виндавской железной дороги началось в 1898 году, а уже 2 июля 1901 года первый поезд отправился от станции Подмосковная в Москве до станции Ржев.
11 сентября 1901 года был открыт Виндавский вокзал в Москве (с 1930 года - Балтийский, с 1942 года - Ржевский, с 1946 года и по настоящее время - Рижский). А в 1904 году строительство завершилось, и прямая железная дорога Москва - Виндава заработала.
В 1945 году было открыто движение электричек на участке Москва - Нахабино. Постепенно длина маршрута увеличивалась, и в 1959 году электропоезда пришли в Волоколамск. Отметим, что данный участок железной дороги славится своей красотой - дорога извилиста, проходит по пересечённой местности и из окон вагонов открываются неповторимые виды.
Первым вокзалом, а впоследствии, главным сортировочным узлом и главным депо новой железной дороги стала станция Подмосковная.
Железнодорожная станция Подмосковная - краткая история
Станция Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги была построена в 1901 году. Тогда же было построено паровозное депо веерного типа, водокачка и угольный склад. Первый пассажирский поезд от станции Подмосковная отправился в июле 1901 года, ещё до открытия Виндавского вокзала.
Со временем станция превратилась в крупный сортировочный узел и пассажирское сообщение было перенесено к платформе «Красный Балтиец», построенной в 1945 году. С этого времени название станции исчезло из бытового обихода.
В настоящий момент на станции Подмосковная находится самое современное в России депо, где обслуживаются поезда «Сапсан» и «Ласточка».
Музейно-производственный комплекс «Станция Подмосковная»
На базе исторических зданий станции Подмосковная создан уникальный музейно-производственный комплекс, где рядом существуют и действующее паровозное депо и музейная экспозиция.
Реконструкция паровозного депо началась в 2014 году и к маю 2015 года главное историческое здание станции приобрело свой изначальный вид. Тогда же были открыты и восстановленные здания станции: вокзал, водокачка, домик начальника станции.
Воссоздание исторических зданий и помещений проведено с особой тщательностью. Самые интересные объекты станции - это здание вокзала, водокачка, дом начальника станции и, конечно, паровозное депо.
Схема основных объектов Музейно-производственного комплекса «Станция Подмосковная».
Обратите внимание - спутниковый снимок достаточно старый и отлично показывает объём работы, проведённый для благоустройства станции.
На схеме обозначены:
- Касса музейно-производственного комплекса.
- Здание вокзала.
- Водонапорная башня.
- Дом начальника станции.
- Угольный склад.
- Насосная станция.
- Поворотный круг.
- Веерное паровозное депо станции Подмосковная.
- Выставочный зал с паровозом в разрезе.
- Механические мастерские.
- Памятник машинистам и работникам депо Подмосковная, погибшим во время Великой Отечественной войны.
Станция Подмосковная - как добраться и режим работы
Адрес музейного комплекса: Москва, 2-ой Амбулаторный проезд, дом 8А.
Проезд на автомобиле
Северный вариант - по улице Космонавта Волкова до домов 18-20, где можно оставить машину.
Южный вариант - по улице Часовой и 3-му Балтийскому переулку до 2-го Амбулаторного проезда.
Проезд на общественном транспорте
Станция метро Войковская, далее автобус № 461 до остановки «Платформа Красный Балтиец».
Станция метро Сокол, далее пешком по Головановскому и 3-му Балтийскому переулкам (1,5 км, 20 минут) .
Станция метро Динамо, далее автобус №105 или № 110 до остановки «Университет путей сообщения». Далее пешком по 3-му Балтийскому переулку.
Станция метро Петровско-Разумовская, далее автобус № 461 до остановки «Платформа Красный Балтиец».
Электропоезд от Рижского вокзала до платформы «Красный Балтиец».
Во всех случаях в конце маршрута необходимо воспользоваться пешеходным мостом через железнодорожные пути.
Станция Подмосковная на карте.
Часы работы музейного комплекса «Станция Подмосковная»
С 10:00 до 17:00.
Выходные дни: понедельник, вторник.
Контактные телефоны
+7 (499) 266-89-02
+7 (499) 266-86-09
Стоимость посещения музейного комплекса
(лето 2016 года)
Взрослый билет - 100 рублей.
Льготный билет (студенты, пенсионеры и школьники) - 75 рублей.
Детский билет - 50 рублей.
Фотосъёмка - 200 рублей.
Станция Подмосковная - фотоэкскурсия
Первые экспозиции, с которыми знакомятся посетители музейного комплекса - это «Вокзал», «Водонапорная башня», «Дом начальника станции». В этих зданиях с особой тщательностью восстановлена оригинальная обстановка начала 20-го века. В помещении вокзала можно увидеть зал ожидания с буфетом, почтовое отделение, кабинет дежурного по станции и багажное отделение.
Франт-буфетчик радушно предлагает пассажирам чаю. Полон ожидания и запотевший графин с водкой.
Дежурный по станции в ожидании литерного поезда.
Исключительно добродушный работник багажного отделения.
...На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку...
...За телеграмму с нас берут
Положенную плату.
А через несколько минут,
Стуча ключом, передают
Слова по аппарату...
Ещё одно помещение в зале вокзала - выставка исторических фотографий и документов Московско-Виндавской железной дороги. Здесь же можно посмотреть короткий, но очень интересный фильм о её истории.
Водонапорная башня станции Подмосковная. Построена в начале 20-го века одновременно со станцией и является памятником архитектуры. В её строительстве принимал участие архитектор Александр Никанорович Померанцев - создатель зданий Исторического музея и Верхних торговых рядов (теперь - ГУМ) на Красной площади.
В здании водокачки расположена экспозиция, посвящённая воде и её роли на железной дороге.
Водонапорная башня действует и снабжает водой паровозное депо. В верхней части здания находятся две огромные цистерны для воды.
Кабинет начальника станции в его доме.
Скромная обстановка жилой половины дома.
Следующая часть экспозиции - самое интересное место в музее. Это - веерное паровозное депо станции Подмосковная. Здесь размещаются паровозы, которые по-прежнему трудятся на железной дороге - катают туристов на ретро-поездах, снимаются в кино.
Паровозное депо станции Подмосковная.
Поворотный круг служит для расстановки паровозов по стойлам.
Поворотный круг имеет электропривод. Но и запросто поворачивается вручную паровозной бригадой (вместе с паровозом).
Паровоз серии Л. Выпускался с 1945-го по 1955-й годы и являлся самым массовым паровозом СССР.
Выставочный зал депо. Здесь находится паровоз серии Э - основной паровоз в СССР в 30-е и 40-е годы.
По количеству выпущенных экземпляров и по продолжительности производства является мировым чемпионом.
Локомотив разрезан пополам и демонстрирует посетителям музея принцип действия и конструкцию двигателя паровоза.
Интереснейший анимированный световой макет наглядно показывает как пар двигает поезда.
В зале также представлены различные детали паровозов, как, например, этот свисток.
Механизм!
Будка паровоза и элементы управления.
Вроде бы всё просто, но...
Кстати, профессия машиниста паровоза во все времена считалась самой уважаемой, высокооплачиваемой и почётной.
Соседний зал - механические мастерские. Здесь представлены различные станки, использовавшиеся в работе депо.
Токарный станок. Произведён, кстати, на ныне умершем московском заводе «Красный пролетарий».
Ещё один «токарь», но для более серьёзных деталей.
На территории музейного комплекса можно ознакомится с действующей инфраструктурой железнодорожной станции (стрелки, семафоры...) и рассмотреть поближе некоторые паровозы.
«Старое и новое». На переднем плане - макет первого русского паровоза, построенного Ефимом и Мироном Черепановыми в 1833 году.
Красавец-паровоз серии П36.
Пассажирский магистральный паровоз выпускался в Коломне с 1950-го по 1955-й год, а работал на железных дорогах до 1974-го года.
Кстати, это был лучший паровоз на линии Москва - Ленинград: время в пути между столицами составляло чуть более 9-ти часов.
Тендер паровоза.
В то время, как железные дороги России переходят на шпалы железобетонные, на станции Подмосковная можно «полной грудью» вдохнуть креозотный запах настоящих деревянных шпал.
Водяная колонка для заправки паровозов и семафор.
Кстати, семафор - это именно механическое средство сигнализации и называть этим термином светофоры - неправильно.
Сифон - устройство для увеличения тяги в трубе паровоза при помощи пара. Когда работает - может обжечь выхлопом людей на пешеходном мосту или повредить сам мост. Поддувало необходимо закрыть для того, чтобы горящая зола и куски угля не просыпались на опасном месте.
Кстати, в старину это было серьёзной проблемой. Пока не были изобретены зольники большого объёма, не редки были случаи, когда от паровозного жара горели шпалы и дома у дороги.
Механический стрелочный перевод, по простому - стрелка. Перевод стрелок осуществлялся в ручную специальным рабочим, который, как известно, всегда виноват если что...
«Старое и новое». - Слева - станция Подмосковная, справа - суперсовременное депо для «Сапсанов», «Стрижей» и «Ласточек».
Конечно, фотографии не могут передать всей «исторической роскоши» музейно-производственного комплекса «Станция Подмосковная», и поэтому настоятельно советуем посетить это замечательное и интересное во всех отношениях место. Кстати, данный музей - тот случай, когда лучше заказать экскурсию, так как можно будет попасть во все помещения депо, изучить труд железнодорожников и посмотреть на работу паровозов, поворотного круга.
В статье использованы фрагменты стихотворений Самуила Яковлевича Маршака.