В марте 2016 года в Москве прошла выставка военной техники. На протяжении трёх дней демонстрировались «моторизованные бойцы», воевавшие на фронтах Второй мировой войны.
Танки, мотоциклы, грузовики, автомобили, бронетранспортеры, тягачи, военный антиквариат и оружие – всё это и многое другое можно было увидеть на выставке, ставшей одним из важнейших культурных событий столицы в 2016 году. Особенно актуально проведение выставки стало в преддверии 9 мая, когда мы вновь будем чествовать ветеранов. Но победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна и без железных бойцов, своеобразное чествование которых и состоялось в «Крокус Экспо».
Выставка «Моторы войны» готовилась на протяжении нескольких месяцев. Редчайшие экспонаты были предоставлены государственными и частными музеями, а также коллекционерами, среди которых Государственный Военно-технический музей, Музей техники Вадима Задорожного, «Военный ангар», Центральный музей бронетанкового вооружения и техники, «Гарнизон-А», Мастерская Евгения Шаманского и, конечно же, Вячеслав Лен.
Среди представленных экспонатов особенно можно отметить ГАЗ-64, ставший в СССР первым советским армейским внедорожником, а также его прототип Р1, выпущенный всего в одном экземпляре. Также на выставке можно было увидеть советские и немецкие танки, тягачи, командирские вездеходы, полноприводные автомобили для вермахта и даже автомобиль маршала Жукова. Большую часть экспозиции составляла техника союзников СССР и антигитлеровской коалиции.
Отдельно стоит отметить, что представленные экземпляры никак нельзя было назвать «металлоломом»: подавляющее большинство машин находится на ходу и регулярно принимает участие в различных реконструкциях боевых событий.
Помимо знакомства с техникой, на выставке «Моторы войны» также можно было принять участие в интерактивной программе и мастер-классах, научится разбирать и собирать пулемёт, угоститься солдатской кашей и чаем, принять участие в конкурсе солдатской песни и посетить выступления музыкальных коллективов.
Для тех, кто не смог осмотреть экспозицию и прикоснуться к истории лично - наш фоторепортаж.
Британский мотоцикл Velocette MAF. Поставлялся в нашу страну по ленд-лизу.
«Фита - Ижора». Русский/советский пулемётный бронеавтомобиль. Удачная и популярная машина использовалась во многих войнах начала 20-го века.
Прототип военного внедорожника ГАЗ-64.
Лёгкий советский танк Т-70.
Несмотря на сравнительно слабое бронирование и 45-мм пушку, при грамотном использовании танки Т-70 добивались успехов на поле боя до самого конца войны. Примечательно, что на базе Т-70 после войны был создана знаменитая ГТСка - (ГТ-С — Гусеничный транспортёр-снегоболотоход).
Башня предшественника Т-70 - лёгкого танка Т-60. Вооружался 20-мм автоматической пушкой ШВАК или ТНШ.
Башня советского плавающего танка Т-37.
Бронеавтомобиль ФАИ-М, выпускался в 1930-х годах.
Танковый домкрат.
Кстати, Т-60 в немецкой армии получил прозвище «Неистребимая саранча Сталина».
Прицельные приспособления «Катюши».
Почти половина всех «Катюш», произведённых во время Великой Отечественной войны, была установлена на шасси «Студебеккер US6». Машина поставлялась нам по ленд-лизу.
Красавица «Эмка».
Кстати, буква М в названии автомобиля - ничто иное, как первая буква фамилии Вячеслава Михайловича Молотова, председателя Совета народных комиссаров (правительства СССР).
Так выглядит снизу танкетка Т-27.
Скромный интерьер кабины главного грузовика Великой Отечественной - полуторки ГАЗ-АА.
К сожалению малоизвестный, полугусеничный грузовик ЗИС-42. Достаточно широко был распространён в Красной Армии. Было выпущено более 6000 машин.
Кстати, идея полугусеничных машин принадлежит не фирме Ситроен, как часто приходится слышать. Автор этой конструкции - русский инженер, механик императорского гаража Адольф Кегресс. А вот уже после революции Кегресс уехал во Францию, где его изобретением заинтересовался Андре Ситроен. И пошло (вернее, поползло), поехало...
ЗИЛ-157 - армейский грузовик-вездеход производства ныне уничтоженного московского Завода имени Лихачёва. Выпускался с 1958-го по 1991-й год. Чрезвычайно надёжная и удобная машина, пользовалась любовью и в войсках, и в народном хозяйстве.
Немецкий танк Pz.Kpfw.II Ausf.F, иначе говоря Т-2. Несмотря на некоторую устаревшую конструкцию, в начале Великой Отечественной войны этих машин в Вермахте было более 30%.
BMW R75 «Сахара». Модификация для войны в Африке одного из лучших мотоциклов Второй Мировой войны. Мотоцикл имел привод на колесо коляски.
Немецкий плавающий внедорожник VW-166 Schwimmwagen.
Эдельвейс - любимый цветок Гитлера. Немецкий командирский внедорожник BMW typ 325.
Гроб на колёсиках. На самом деле - санитарная машина Phanomen Granit.
Немецкая пожарка, Mercedes-Benz!
Тягач бронированный Renault UE. Был любезно предоставлен Вермахту французами, причем в большом количестве. Воевал и во время Великой Отечественной.
105-мм немецкая самоходная установка, созданная на базе ходовой части французского вездехода Lorraine 37L.
Благодаря свои размерам, необычным формам и раскраске САУ стала одним из хитов выставки «Моторы войны».
Место механика-водителя самоходки.
Боевое отделение самоходки.
Держи дистанцию! Грузовику Ford Canada F60L довелось послужить и в немецкой армии. А в 1943-м году он стал трофеем Красной Армии.
Horch 901 - одна из самых популярных машин в немецкой армии.
Одна из жемчужин коллекции Вячеслава Лена - Horch 853 Sport-Cabriolet. Говорят, что стоит около миллиона долларов.
Кстати, четыре кольца - это не Ауди. Это союз («Auto Union») четырёх немецких компаний, куда входили и Хорьх и Ауди. А когда 3 фирмы из 4-х приказали долго жить Ауди просто оставила себе логотип.
Итальянский красавец, артиллерийский тягач Fiat-SPA-Ansaldo.
Та же машина, но ещё не прошедшая курс омоложения.
Танк Тип 95 или «Ха-Го». Основной японский танк Второй Мировой войны.
Какие глаза - такие и смотровые щели.
Ещё один суровый самурай. Японский армейский внедорожник Kuragane.
Техника союзников. На переднем плане - британский артиллерийский тягач Morris Commercial C-8 FAT.
Знаменитый «Додж Три Четверти» - массовый американский внедорожник, воевал в Красной Армии и пользовался заслуженной популярностью. Прозвище своё получил из-за паспортной грузоподъёмности в 3/4 тонны.
Ещё один Додж - Dodge VC-10, командирский внедорожник.
Американская санитарная машина Dodge WC-54.
Американский бронетранспортёр Halftrak M-17.
Лётчикам положено усиленное питание...
Товарищи командиры у внедорожного варианта легендарной «Эмки» - ГАЗ-61. Возможно, что на этой машине ездил Георгий Константинович Жуков.
Такому шофёру можно доверить любую технику!
Музыка войны в исполнении Михаила Калинкина.
На выставке «Моторы войны» были представлены мундиры видных советских военачальников. Этот - маршала Тимошенко.
Награды Валерия Чкалова.
Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина.
На этом мы закончим рассказ о выставке «Моторы войны». Надеемся, что в следующем году выставка порадует ценителей истории ещё большим количеством интересных экспонатов. и желаем всем посетить это замечательное мероприятие. Ведь в наше время так мало остаётся настоящих свидетелей истории, в том числе и железных.
Фоторепортаж о предыдущем фестивале «Моторы войны».