Всю транспортную историю Москвы от самых истоков до наших дней можно проследить в музее «Московский транспорт». Ещё недавно он был Музеем ретроавтомобилей и представлял коллекцию старинных и редких моделей машин. Теперь название отражает более обширное наполнение: экспозиция включает ретроавтобусы и спецтехнику. В ближайшем будущем в музее должны быть представлены абсолютно все виды городского транспорта.
История музея
Основанный изначально как Музей ретроавтомобилей, «Московский транспорт» начал работу в 2003 году. Его коллекция была более чем скромной, но в 2005 году возглавить учреждение предложили бизнесмену Дмитрию Октябрьскому — поиск и коллекционирование старинных автомобилей было его давним хобби. Новый глава уже имел частную экспозицию, которую объединили с экспонатами Музея ретроавтомобилей.
С апреля 2016 года музей начал функционировать под названием «Московский транспорт» и стал филиалом ГУП «Мосгортранс». Это первый шаг к поэтапному созданию полноценного музея общественного транспорта Москвы, где вскоре будут представлены все виды транспорта и специальной техники разных времён.
Коллекция музея «Московский транспорт»
Всего в коллекции музея — более 300 экспонатов. Городской транспорт представлен десятками троллейбусов и автобусов прошлого века. Среди них особо выделяется один из первых в Москве автобусов ЗиС-8, а также ЛиАЗ — автобус, который был представлен наиболее массово в XX веке.
Выставка включает широкое собрание автомобилей производства прославленных заводов ВАЗ, УАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, многие разновидности «Волги», «Чайки», «Победы».
В числе уникальных экспонатов — спорткары и гоночные автомобили, в разное время задействованные в престижных мировых и европейских ралли. Интерес представляет собрание автомобилей, созданных советскими конструкторами-самоучками. Примечательно, что музей занимает территорию завода, на котором производили «Москвич». Здесь представлены абсолютно все автомобили этой марки.
Информация для посетителей
Музей «Московский транспорт» работает на улице Рогожский вал, дом 9/2.
Часы работы: каждый день с 10 до 21. Стоимость билета — 400 рублей для взрослого, 200 рублей для детей 7-17 лет.
Своим посетителям музей готов предложить тематические экскурсии. Они посвящены истории создания автомобиля и эволюции автомобилестроения, истории «Москвича», пути отечественного автомобилестроения и великим людям, создавшим легендарные автомобили. Стоимость экскурсионного обслуживания — от 2200 до 8800 рублей (группы 6-25 человек).
Контакт-центр «Московский транспорт»: 3210 (с мобильного), +7 (495)539-54-54, для заказа экскурсий: +7(919)784-05-02.
«Московский транспорт» - фотографии некоторых экспонатов
Один из первых отечественных автобусов - ЗиС-8 - выпускался на Московском автомобильном заводе имени Сталина с 1934 по 1936 год. Автобус был создан на удлинённом шасси грузовика ЗиС-5. На московских маршрутах автобус работал до 1950-х годов.
Кстати, копия именно этого автобуса снималась в фильме «Место встречи изменить нельзя». Это был и первый советский автобус поставлявшийся на экспорт, первая партия ушла в Турцию.
Автобус АКЗ-1 производился Московским авторемонтным заводом с 1947-го по 1948 год. Несмотря на деревянный кузов (после войны страна испытывала дефицит металла) автобусы АКЗ-1 проработали по 5-7 лет.
Автобус ГЗА-651. Выпускался на Горьковском автобусном заводе на базе грузовика ГАЗ-51. Одна из популярнейших моделей пассажирского транспорта СССР. Под разными марками и на разных заводах автобус производился с 1949-го по 1973-й год.
Курортный кабриолет ЦАРМ «Рица». В период с 1955 по 1962 год на базе сочинских Центральных авторемонтных мастерских было собрано почти 200 автобусов для всех южных курортов СССР.
Такси на базе легендарной «Победы».
Такси «Москвич-407».
Автобус ЗиС-154 выпускался до 1949 года на московском автомобильном заводе имени Сталина (будущий ЗиЛ).
Автобус ЗиЛ-158 выпускался с 1957-го по 1959-й год на на ЗиЛе, а до 1971-го года - на Ликинском автобусном заводе. Всего было выпущено более 60000 машин!
Последние автобусы работали на московских линиях до 1978 года.
Кстати, Ликинский автобусный завод находится недалеко от Москвы - в 70-ти километрах в городе Ликино-Дулёво. ЛиАЗ образовался в конце 1950-х годов, когда сюда было перенесено автобусное производство с ЗиЛа.
Автобусный прицеп Аремкуз-2ПН-4 предназначался для увеличения пассажировместимости автобуса ЗиЛ-158.
В музее собрана и коллекция различных автомобильных аксессуаров. Например - советские авторадиолы.
В музее представлены и различные грузовые автомобили, развозившие грузы по Москве. Например - УралЗИС-355М, пришедший на смену знаменитому ЗиС-5.
ЗиС-5 - лучший советский грузовик периода 1930-х - 1940-х годов.
Кроме московского транспорта, в музее в полном объёме осталась коллекция ретро-автомобилей. А также собрание всех автомобилей завода «Москвич».
Более подробно обо всей коллекции музея читайте в статье Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу.