Залив Суда знаком каждому, кто хоть раз проезжал по национальной трассе Крита. Красивый вид на водную гладь открывается из окна машины на протяжении нескольких километров. Белоснежные лайнеры, серые громады военных кораблей и каменные стены древних крепостей..
Суда по своему значению и судьбе чем-то напоминает Севастополь. Например, и ту и другую гавань активно атаковали итальянские диверсанты... И там и там встречаются корабли не самых дружественных держав...
Особенно прекрасные виды на бухту Суда открываются с вершины античной
Аптеры, где удалось побывать осенью 2013 года.
Пристальное изучение с высоты кипящей жизни порта и военно-морской базы побудило узнать некоторые подробности, о которых и пойдет речь ниже...
Суда — бухта (залив) природного происхождения, расположенная в префектуре Ханья на северном побережье острова Крит. Залив вытянут с запада на восток, имеет длинну 15 километров и ширину от 2 до 4 километров. Максимальная глубина залива - 205 метров.
Залив Суда расположен между полуостровом Акротири и мысом Драпано, с обеих сторон он окружён холмами.
Неподалёку от входа в залив, между Акротири и деревней Каливес, лежит группа небольших островов со старыми венецианско-турецкими укреплениями. Самый крупный из этих островов — Суда, дал название заливу.
На берегу залива с древнейших времен известны портовые сооружения, когда-то обслуживающие город
Аптера. Другим ближайшим древним городом была Кидония, которая процветала в минойскую эпоху. На месте Кидонии теперь расположен город Ханья.
Вход в бухту Суда защищают две крепости, стоящие друг напротив друга. Крепость Суда, на одноименном острове, и крепость на берегу залива - Изеддин. Вдвоём они полностью блокировали вход в Суду, делая залив одной из самых неприступных гаваней Средиземноморья.
В настоящий момент на побережье Суды находится одноимённый небольшой город. Понемногу разрастаясь, приближается к заливу и Ханья.
Ханья, полуостров Акротири и бухта Суда на карте советского Генерального штаба (1970-е годы). Обратите внимание на серьезные глубины в бухте.
Суда - важнейший порт Западного Крита, один из наиболее безопасных в Средиземном море. Это объясняется сравнительно большими глубинами, ровным дном, плавной береговой линией и узким входом, препятствующим образованию внутреннего волнения.
Порт обладает современной инфраструктурой, способен принимать корабли различных классов, в том числе и крупнотоннажные паромы из материковой Греции, и громадные атомные авианосцы Соединенных Штатов. Думаю, что изумляет местных жителей и приход в Суду кораблей турецких ВМС. За что боролись? Но, что поделать - НАТО...
Непосредственно в городе Суда находятся пассажирский и грузовой порты, местонахождение которых легко определить по громадным силуэтам паромов и башням зерновых элеваторов.
Суда вчера и сегодня
В античное время Суда была одним из крупнейших и сильнейших портов Крита. Доминировал над портом город-крепость
Аптера.
Венецианцы впервые прибыли в район залива Суда в 1207 году и укрепили гавань, в том числе построив форт на острове Суда. Фортификационные сооружения позволили надежно защищать залив от вторжений извне. Интересен тот факт, что после оккупации Крита турками гавань Суда еще 30 лет находилась под властью венецианцев.
Во время османской оккупации Суда была одним из стратегических пунктов захватчиков, которые дополнительно укрепили гавань. После подавления Критского восстания в 1821 году турки еще сильнее укрепили Суду, построив крепость Иедзин и форт на горе Аптеры.
В период "полунезависимости" Крита, в начале 20-го века, на Крите базировались корабли европейских держав. Такие услуги были предложены Англии и её союзникам с целью поддержания автономии Крита.
Некоторую известность залив Суда получил и благодаря такому факту. Во время Второй мировой войны в заливе была проведена диверсионная операция против находившихся здесь британских кораблей. 6 марта 1941 года итальянское штурмовое подразделение (10-я флотилия МАС (от итальянского "мотоскафо антисоммерджибиле" — противолодочный моторный торпедный катер)) атаковало корабли британцев с помощью катеров, начиненных взрывчаткой.
Тяжёлый крейсер «Йорк» и норвежский танкер «Периклес» получили серьёзные повреждения и были выведены из строя.
Кстати, 10-я флотилия МАС участвовала потом в осаде Севастополя, а с 1943-го года ей командовал прославленный итальянский диверсант-подводник Валерио Боргезе, которому в том числе приписывают и взрыв линкора "Новороссийск". Такие вот хитросплетения истории...
С начала века в гавани Суда кроме греческих ВМС, постоянно базировались корабли военно-морских сил Англии и её союзников. С 1951 года на берегу залива Суда располагается одноимённая военно-морская база ВМС Греции, являющаяся одним из опорных пунктов военно-морских сил НАТО в восточном Средиземноморье.
База располагает сухим и плавучими доками, мастерскими, обширными складами ГСМ и складами боеприпасов. В базе обеспечивается ремонт кораблей различных классов, максимум - эскадренные миноносцы. На выходе из бухты Суда расположен полигон для подводных лодок. Управляется база оперативным командованием НАТО в регионе.
В 1968 году рядом с военно-морской базой, на северо-востоке полуострова Акротири, был открыт ракетный полигон. Здесь испытываются средства противовоздушной обороны (например, ракеты Patriot и Hawk ) и тренируется личный состав соответствующих подразделений. В настоящее время NAMFI (NATO Missile Firing Installation) регулярно используется вооруженными силами Греции, Германии, Нидерландов, Бельгии и Соединенных Штатов.
Видеоролик о ракетной базе.
Ещё одно видео о NAMFI
С 2007 года в Суде базируется натовский морской учебный центр - Maritime Interdiction Operational Training Centre (центр подготовки морских специальных операций), который расположен близ деревни Марафи на полуострове Акротири.
Рядом с заливом, на полуострове Акротири, расположен аэродром совместного базирования. Он используется и как международный аэропорт Ханьи, и как база греческих ВВС, которую использует и НАТО.
Полёты военных самолетов проводятся регулярно, что можно наблюдать и из иллюминатора пассажирского лайнера, взлетая из Ханьи, а можно и проснуться на пляже Георгиуполиса от рева авиационных двигателей... Вероятны и задержки гражданских рейсов, особенно в периоды различных натовских операций.
Однажды довелось просидеть 2 часа в аэропорту в ожидании разгрузки двух транспортников Люфтваффе. Забавно тогда было то, что представитель Трансаэро и пассажиры в момент нашли общий язык по поводу "постоянно бастующих бездельников-греков".
Интересно, какое значение военной базе придает компартия Греции, называя Суду "магнитом войны" и постоянно требуя её закрытия.
Любопытный фрагмент из документа КПГ, от октября 2012 года (если отбросить коммунистическую риторику, то в общем-то всё логично...):
"...В событиях в нашем регионе, в «плане операций», большую роль играют военные базы НАТО в Греции, Турции и военные базы Ближнего Востока.
В активный период эти базы – трамплины для осуществления нападений. А в целом (до, во время и после нападений) они используются в качестве "парковки", для снабжения и поддержки военных операций.
Без баз операции империалистов столкнулись бы с большими трудностями, способными подорвать осуществление целей. Если не существовали бы военная база в Суда и другие базы на Ближнем Востоке,
американцы империалисты задумались бы в два и три раза серьёзней, чтобы начать агрессию, полагаясь только на свои авианосцы и стратегические бомбардировщики...
Не случайно Иран, поддерживающий на данный момент Сирию, заявил, что нападение на Сирию равносильно нападению на Иран и что в этом случае Иран нанесёт удар по военным базам США в регионе. Огонь, разжигаемый империалистами, распространится и опасность для Греции и Крита большая...
Крит, а именно база в Суда, находится в 2000 километрах от Ирана (2500 километров от Тегерана). Дальность иранских ракет «Саджил» достигает 2500 километров. Спрашивается, стоит ли ради интересов
американских и европейских монополий ставить народ Крита под реальную угрозу?
Суда не является «магнитом», притягивающим валюту, как искажённо утверждают некоторые! Суда – «магнит» войны, горя, разрушения, кровопролития, которые неизбежно наступят, если наш народ и народы нашего региона не поднимутся на борьбу!..."
Кстати, обратите внимание - народ Крита. Не Греции, а Крита... Интересный момент...
Фотографии бухты Суда, которые удалось сделать во время поездок по окрестностям.
Кстати, береговая линия бухты - не везде хорошее место для прогулок. Гавань, как стратегический объект НАТО хорошо охраняется. Это только у нас в стране с приходом демократии ломают заборы и выносят жизнь армии наружу, а здесь всё по-другому... Север залива полностью закрыт для посещения туристами.
При посещении окрестностей Суды имейте ввиду, что фотографирование из многих точек вокруг залива запрещено. Даже в некоторых тавернах, расположенных на берегу залива (например в тех, что ютятся на обрыве вдоль национальной автострады), есть предупреждающие таблички.
Да и вообще - все мероприятия в заливе вторичны по отношению к военным интересам. Например, при заходе кораблей НАТО расписание паромов - вторично. Вход в залив может быть перекрыт противолодочной сетью - на ночь, на период учений, на время стоянки какого-нибудь атомного авианосца из Империи добра...
Вид на бухту Суда, со стороны Ханьи, с запада на восток.
На переднем плане, на берегу бухты можно различить яркую траву британского военного кладбища.
На кладбище похоронены солдаты британской армии и армий союзников: австралийцы, новозеландцы. Все они погибли в мае-июне 1941 года во время битвы за Крит. Всего похоронено 1527 человек, перезахороненных сюда со всего острова.
Здесь покоятся и 3 немецких десантника, захороненных здесь по ошибке (у немцев есть своё кладбище в районе Малеме, западнее Ханьи).
Вот на таком пароме можно приплыть в Суду из афинского порта Пирей. Можно с машиной, можно без...
Подводная лодка греческих ВМС швартуется к причалу на северном берегу залива Суда.
Учебный артиллерийский полигон у крепости Изеддин на южном берегу залива.
Остров Суда, видны остатки крепости. Теперь остров связан с берегом длинным причалом военно-морской базы и противолодочной сетью.
Истребитель F-16 греческих ВВС над заливом Суда.
Истребитель F-16 греческих ВВС заходит на посадку на аэродром на полуострове Акротири.
Американский военный танкер Leroy Grumman (T-AO-195) возвращается из похода по обеспечению гуманитарной миссии флота США у берегов Сирии.
Тип «Генри Дж. Кайзер» (Henry J. Kaiser);
Спущен на воду в 1988 году;
Водоизмещение: 40 700 тонн;
Скорость хода: 20 узлов;
Вооружение: возможна установка одного 20-мм зенитно-артиллерийского комплекса «Вулкан»;
Экипаж: 103 человека;
Почти 30000 тонн корабельного или авиационного топлива, специальные помещения для сухих грузов и продовольствия.
Вид на порт Суда с горы античной Аптеры.
Крепость Изеддин на южном берегу залива. Напротив - крепость на острове Суда. Вместе они - неприступные ворота в гавань.
История бухты Суда в фотографиях.
Немного фотографий Суды, найденных на просторах интернета...
Британский пассажирский лайнер Minnewaska был реквизирован флотом и использовался для перевозки войск. В 1916-м году лайнер подорвался на мине и выбросился на берег залива Суда. На фотографии - остатки лайнера у берега.
Бухта Суда, 14 мая 1941 года. Крейсер Алмаз во главе сбежавшего из Пирей греческого флота. На борту крейсера - греческий золотой запас, 7000000 фунтов в слитках.
Май 1941-го года. Бомбардировка британских кораблей, стоящих на якоре в бухте Суда. Считается, что на дне залива лежит примерно 20 кораблей, отправившихся туда во время военных действий в 20-м веке.
Май 1941-го года. Горящие британские и греческие корабли.
Май 1941-го года. Австралийские солдаты на борту корабля. На заднем плане крепость на острове Суда.
Май 1941-го года. Австралийский эсминец «Вояджер» идёт по заливу Суда.
20 мая 1941-го года. Бухта Суда. Высадка немецкого десанта. Над бухтой горит сбитый немецкий военно-транспортный самолет Юнкерс-52.
Немецкий гидросамолёт Арадо над бухтой Суда, 1942-й год.
Американская атомная подводная лодка "Филадельфия" (Philadelphia), тактический номер SSN-690, класс Los Angeles, спущена на воду в 1974 году. Носитель легендарных Томагавков. Залив Суда, октябрь 2005 года.
Ударный десантный корабль ВМС США "Керсаж" (Kearsarge) швартуется в бухте Суда. Март 2011 года.
"Шарль де Голль" - флагман французского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой и первый атомный авианосец, построенный за пределами США. На переднем плане - крепость на острове Суда.
Американский атомный авианосец "Теодор Рузвельт". Справа виден остров Суда.
Бывают в заливе Суда и наши флаги...
17 января 2013 года отряд кораблей Северного флота в составе большого противолодочного корабля «Североморск», спасательного буксирного судна «Алтай» и среднего морского танкера «Дубна» завершает деловой заход в порт Суда (остров Крит, Греция).
Во время визита офицеры походного штаба, командование корабля и отряд морской пехоты получили уникальную возможность посетить многонациональный центр подготовки морских специальных операций. Североморцы обменялись опытом антипиратских действий с иностранными коллегами, заслушали доклады на темы «Изучение приемов антипиратской деятельности на торговых судах» и «Организация и порядок проведения досмотровых операций на подозрительных судах».
Морские пехотинцы Северного флота приняли участие в отработке практических действий на тренажерах центра — поучаствовали в тренировке десантирования с вышки по канату на палубу корабля, выполнили показательный досмотр на спецкомплексе с имитацией надстроек судна, овладели новыми приемами рукопашного боя.
Моряки большого противолодочного корабля «Североморск» Северного флота почтили память советских партизан и русских моряков, захороненных на кладбище Святого Луки в города Ханья .
Для справки: большой противолодочный корабль «Североморск».
Основные характеристики:
Водоизмещение: 6930 тонн;
Длина:163,5 метров;
Ширина: 19,0 метров;
Мощность: 2х25250 л. с. (форсажных ГТД), 2х9000 л. с. (маршевых ГТД);
Скорость хода: 29 узлов;
Дальность плавания наибольшая: 5000 морских миль;
Экипаж: 220 человек (в том числе 29 офицеров);
Вооружение:
Радиоэлектронное вооружение: РЛС «Фрегат», ГАК «Полином»;
Артиллерия: 2х1 100-мм АК-100 (боезапас — 1200 выстрелов);
Зенитная артиллерия: 4х6 ЗАК АК-630;
Ракетное вооружение: 2 ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР самообороны);
Противолодочное вооружение: 2х4 ПУ ПЛУР «Раструб-Б» (8 ПЛУР 85-РУ), 2х12 213-мм РБУ-6000;
Минно-торпедное вооружение: 2х4 533-мм ТА ПТА—53-1155 (8 торпед) 53-65К и СЭТ-65, или ПЛУР 83РН;
Авиационная группа: 2 вертолёта Ка-27ПЛ.
На этой оптимистичной ноте и закончим рассказ о ещё одной из достопримечательностей западного Крита.