Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя,
которой героем был народ русский.
Лев Николаевич Толстой
Город героического боевого прошлого, город славных военно-морских традиций, Севастополь воплощает в себе бесстрашие и мужество русского народа, проявленные в дни суровых испытаний.
О героической истории Севастополя красноречиво рассказывают его многочисленные памятники.
Одним из них является известная на весь мир панорама "Оборона Севастополя" - замечательное произведение живописи, монументальный исторический памятник, увековечивший героизм защитников Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов.
Панорама "Оборона Севастополя" - пожалуй главная достопримечательность города, рассказывающая о тех временах, когда Севастополь и стал навсегда городом русской славы.
Автором панорамы является выдающийся русский художник, мастер батальной и панорамной живописи, академик Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо.
Кисти Франца Рубо принадлежат замечательные реалистические полотна, исполненные большой художественной силы и выразительности, глубокой исторической правды; он является автором известных батальных панорам "Штурм аула Ахульго" и "Бородинская битва".
Одним из лучших произведений Фанца Рубо, пользующимся мировой известностью и популярностью, является панорама "Оборона Севастополя".
Сюжетом панорамы послужили события Крымской войны 1853-1856 годов, а именно оборона Севастополя, длившаяся 345 дней. 6(18) июля 1855 года защитники города отразили ожесточенный штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками после 9-месячной осады города.
Не овладев ни одним из севастопольских укреплений, неся огромные потери, морально подавленная вражеская армия была прикована к внешним стенам Севастополя еще на три долгих и трудных месяца. Именно этот день и изобразил на своей картине Франц Рубо.
Панорама "Оборона Севастополя" - это результат большой напряженной работы, воплощение смелых и благородных творческих замыслов художника.
Работу над панорамой Рубо начал в 1901 году. Он приезжал в Севастополь, чтобы ознакомиться с историческими местами сражений, с диспозицией русской армии. Художник встречался с участниками и очевидцами обороны, посещал бастионы Малахова кургана. Здесь он выполняет этюды и зарисовки, привлекая в качестве натурщиков ветеранов севастопольской эпопеи - солдат, матросов и офицеров. Ведь после Крымской войны прошло всего 50 лет и в городе проживало немало свидетелей тех героических дней.
На бастионах и редутах Севастополя были сделаны контурные рисунки и эскизы композиции панорамы. С картографической точностью воспроизводил Рубо окружающий ландшафт.
Над огромным живописным полотном (длина его 115 метров и высота 14 метров) художник работал в специально оборудованном круглом павильоне в Мюнхене, где готовился и предметный план общей площадью около 1 тысячи квадратных метров.
Кстати, почему Мюнхен? Дело в том, что Франц Рубо был уроженцем этого города. Здесь жила его семья и здесь находилась его прекрасно оборудованная мастерская. На протяжении всей жизни Франц Рубо буквально разрывался между Мюнхеном и Петербургом.
Работа была закончена летом 1904 года и 27 мая 1905 года в Севастополе, в помещении, построенном по специальному проекту военного инженера Энберга, панораму открыли для всеобщего обозрения. С первых же дней панорама стала пользоваться большой популярностью - город еще помнил дни обороны.
Интересная история связана с одним из героев картины (и обороны, конечно) - адмиралом Нахимовым.
Опираясь на вполне достоверные исторические сведения Франц Рубо изобразил на панораме адмирала Павла Степановича Нахимова. В день штурма адмирал Нахимов находился на Малаховом кургане и руководил войсками. Когда панорама была установлена, из Петербурга прибыла специальная комиссия с целью проверки соответствия генеральной линии придворной истории.
Комиссия потребовала Нахимова убрать и заменить его на главнокомандующего князя Горчакова, которого в день сражения на Малаховом кургане не было. В Петербурге не любили "нашего Пал Степаныча", как называли его матросы. Нахимовское "Лучше бы они мне бомб прислали!", в ответ на царскую награду, навсегда оттолкнуло его от высшего света.
Рубо отказался. И отказал ещё трём комиссиям. Панораму всё-таки пришлось открыть.
В 1909 году панораму перевезли в Петербург для показа Николаю II. Сам царь испугался ехать в Севастополь - революционные настроения после 1905 года еще не были до конца подавлены.
Рубо опять услышал замечания по поводу присутствия Нахимова, а также по поводу наличия на картине большого количества нижних чинов. Некоторых из них Рубо писал с реальных героев Севастополя и это очень раздражало царствующих особ. Негоже простому народу иметь других кумиров, кроме батюшки царя.
Пришлось закрыть Нахимова облаком дыма и изменить лица некоторых героев обороны. Горчакова Рубо так и не нарисовал.
Когда в конце 20-х годов ученик Рубо, советский художник М.Б. Греков, реставрировал панораму, фигура адмирала Нахимова была восстановлена.
Опираясь на бруствер батареи Корниловского бастиона, адмирал Нахимов руководит боем.
С самого начала Великой Отечественной войны Севастополь стал ареной ожесточенных боев. 25 июня 1942 года фашистские войска, безуспешно рвавшиеся к городу, подвергли его варварской бомбардировке. Одна из бомб попала в панораму. В охваченном огнем помещении погибла значительная часть живописного полотна и весь предметный план. Гибель панорамы казалась неминуемой. Но, невзирая на смертельную опасность, группа советских воинов спасла 86 кусов живописного полотна. Спасенные фрагменты были вывезены из осажденного Севастополя на военном корабле - лидере эсминцев «Ташкент».
Во время перехода в Новороссийск трюмы "Ташкента" оказались затопленными...
После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного гитлеровцами города. Восстанавливались и создавались новые замечательные памятники. Была поставлена задача возродить панораму "Оборона Севастополя". Надо отметить, что возрождение панорамы было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Восстановление уникальной картины становилось заботой всей страны.
Разрушенная панорама "Оборона Севастополя", 1944-й год.
Автор фотографии, предположительно, Борис Шейнин фотокорреспондент газеты «Красный флот».
Строители с помощью военных моряков отстроили и реконструировали по проекту архитектора В.П. Петропавловского здание панорамы.
Воссоздание самого живописного полотна оказалось чрезвычайно сложным делом. Спасенные куски картин, разрозненные, с обгоревшими краями и многочисленными повреждениями не могли быть объединены на одном полотне. Было решено написать копию панорамы.
Художники-реставраторы работают над панорамой.
От мастеров советской живописи требовалась исключительно большая и напряженная творческая работа. Деятельностью коллектива, восстанавливавшего панораму, руководил академик живописи В.Н. Яковлев, а после его смерти известный советский художник академик живописи П.П. Соколов-Скаля.
В состав творческого коллектива вошли: один из старейших мастеров панорамной живописи Н.Г. Котов, профессор П.М. Шухмин, художники Б.Н. Беляев, В.И. Гранди, Г.А. Захаров, Б.Г. Коржевский, Б.Н. Котов, Б.Ю. Лоран, Е.И. Лобанов, А.П. Мерзляков, В.Е. Памфилов, Н.И. Плеханов, А.П. Романов, Н.К. Соломин, А.Ф. Суханов, Ю.Н. Трузе-Терновская, Н.И. Фирсов.
Большую помощь оказали художникам научные учреждения страны и моряки Черноморского флота. Главным военным консультантом был адмирал флота, профессор И.С. Исаков.
Кстати, Иван Степанович Исаков был и консультантом исторических фильмов «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».
Советские художники, восстанавливая панораму, руководствовались новыми данными исторической и военной науки. Использовались воспоминания участников обороны, ранее недоступные зарисовки некоторых художников, более точно был измерен ландшафт, окружающий Севастополь. Коллектив художников стремился наиболее полно и точно передать севастопольский пейзаж и обстановку, в которой происходили события. Многочисленные зарисовки, этюды, эскизы были написаны непосредственно на Малаховом кургане. По уцелевшим фрагментам и фотографиям изготовили громадный эскиз и большой макет предметного плана.
Работа с натурой.
Возрождая панораму, коллектив художников вносил в картину и в предметный план уточнения, дополнения и ряд новых эпизодов. Они изобразили приезд на перевязочный пункт Малахова кургана выдающегося русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Николая Ивановича Пирогова, возвращение после ночной вылазки знаменитых разведчиков Петра Кошки и Федора Заики.
Хирург Николай Иванович Пирогов на одном из медицинских пунктов Малахова кургана.
Разведчики Петр Кошка и Федор Заика возвращаются из ночной вылазки (матрос с двумя винтовками, матрос с винтовкой с блестящим штыком и перед ними пленный француз).
Воссозданная панорама "Оборона Севастополя" была торжественно открыта накануне празднования 100-летия первой обороны Севастополя - 16 октября 1954 года.
Так выглядела панорама в начале 1960-х годов.
Здание панорамы имеет круглую форму с расположенным под куполом источником освещения. Зритель находится на круглой смотровой площадке в центре помещения. Между площадкой, устроенной на возвышении, и живописным полотном размещен предметный план-макет, передающий обстановку поля битвы. Предметный план незаметно переходит в картину, создавая иллюзию реального пространства. Постепенно двигаясь по кругу, переходя от одного сектора к другому, посетитель осматривает всю панораму. Образным языком искусства она повествует о подвигах защитников легендарного Севастополя.
Со смотровой площадки панорамы открывается полная драматизма картина сражения за Севастополь. Посетитель, который как будто стоит на вершине Малахова кургана, в центре битвы, видит далекую перспективу осажденного города. В утренней дымке видно море, севастопольские бухты, окрестности города, склоны, озаренные первыми лучами солнца.
Зритель видит ясное безоблачное небо с дымками шрапнельных разрывов, клубы пламени и порохового дыма, окутавшего поле битвы, и сквозь просветы в нем - вражеские колонны, ожесточенно и безуспешно штурмующие бастионы города-героя. Эта величественная картина производит огромное впечатление.
О большой популярности панорамы, всеобщем признании ее художественных достоинств свидетельствует нескончаемый поток посетителей. Все, кому случается побывать в Севастополе, с огромным интересом осматривают замечательный исторический памятник. Надолго оставляет он в сердцах людей волнующие воспоминания о величественном подвиге русских воинов под стенами черноморской твердыни.
Каждый русский и советский моряк считал своим долго побывать в музее-панораме.
Если вы решили посетить Севастополь и вам небезразлична былая слава города и история России, то панорама "Оборона Севастополя" - это первое что необходимо посетить.
Информация о Музее-панораме "Оборона Севастополя"
В 1904 году к 50-летию начала Крымской войны на месте оборонительных укреплений вокруг легендарного 4-го бастиона был разбит парк. Парк получил название Большого Бульвара, а бастионная высота стала Бульварной. Именно на самой высоте, рядом с 4-м бастионом, и находится музей-панорама.
В наше время местность вокруг панорамы и бастиона превращена в исторический заповедник и носит название Исторического бульвара.
На 4-м бастионе. 1960-е годы.
Исторический бульвар - это не только Панорама. Здесь вы сможете увидеть:
замечательный и очень интересный памятник Э. И. Тотлебену - главному инженеру и фортификатору Севастопольской обороны,
Язоновский редут и памятники на месте нескольких артиллерийских батарей,
4-й бастион,
памятник беспримерной подземной минной войне, которая шла перед бастионом и входы в минные галереи,
музей якорей рядом с Панорамой.
Кроме того, Исторический бульвар - это прекрасные виды на Южную и Севастопольскую бухты и на сам город.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.planetadorog.ru/ обязательна.