planetadorog.ru Путешествия по России и миру
Главное
 
Путешествия
 
Города
 
Природа
 
История
 
Экстрим
 
Фото
 
Блоги
 
Репортаж
 
Экскурсии
 
Отели
 
 История       13-12-2014 

Панорама «Оборона Севастополя» - история создания, разрушения и восстановления

Автор:  planetadorog.ru

Создание живописного полотна, строительство здания. Открытие

Заказ на панораму "Оборона Севастополя" был передан Францу Алексеевичу Рубо в августе 1901 года. Работа увлекла его.
15 октября художник приехал в Севастополь. Здесь он тщательно ознакомился с материалами и архивными документами, собранными в музее Севастопольской обороны, прошел по местам бывших боев, осмотрел расположение оборонительной линии. Наконец, представив себе в общих чертах сюжет будущей панорамы, Рубо приступил к написанию этюдов.
В распоряжение художника было выделено обмундирование и оружие периода обороны, около двух взводов пехоты и отделение матросов. Одетые в форму того времени, солдаты и матросы не только позировали художнику, но и изображали отдельные моменты боя, работу у орудия, штыковую атаку, переноску тяжестей. Рубо широко пользовался фотографией, фиксируя отдельные моменты, а также делал зарисовки с натуры. В экспозиции музея представлена часть этюдов к панораме.

Известно, что в Севастополе Рубо встречался и с участниками обороны. Особенно важной для него была встреча с генерал-лейтенантом Ф. Э. Келлером, который 6 июня 1855 года (именно день этот изображен в панораме) участвовал в ожесточенной схватке с врагом, решившей исход сражения.

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
Один из эскизов Франца Рубо.

Написав около 50-ти этюдов, Рубо выехал в Петербург, где в течение месяца создал эскиз будущей панорамы. Художник выполнил его тушью тонкой кистью на бумажной полосе длиной 11,5 метра и шириной 1,08 метра.
В январе 1902 года эскиз был выставлен для обозрения в Зимнем дворце в Петербурге, привлек внимание военных специалистов, участников обороны, художников.
Рубо охотно принимал все дельные советы, но решительно возражал против того, чтобы выделить тех или иных генералов. В панораме, был уверен художник, следует изобразить один, самый яркий, по его мнению, день обороны - отражение штурма 6 июня 1855 года и показать зрителю события этого дня с Малахова кургана.

5 февраля 1902 года эскиз панорамы был утвержден.
Собрав все необходимые сведения и проведя огромную подготовительную работу, Франц Алексеевич уехал в Мюнхен, где с помощью своих коллег, художников Шенхена, Мерте и Фроша, а также 20 студентов Баварской академии около двух лет напряженно трудился над созданием панорамы.

Работы велись в предместье Мюнхена в специальном павильоне, построенном художником на собственные средства.
Холст для живописного полотна шириной 6 метров был выткан в Брюсселе на фабрике Моммена и подвешен в павильоне на деревянном кольце диаметром 36 метров. Нижнюю часть холста прикрепили к тяжелому железному кольцу того же диаметра, чтобы создать нужное натяжение ткани. На цементном основании павильона по окружности проходили рельсы, по которым перемещались рабочие площадки художников. Лестницы и подвесные беседки помогали им передвигаться по огромному полотну панорамы.
Вначале художники нанесли на холст рисунок (в соответствии с утвержденным эскизом), а затем приступили к работе красками. Пейзажная часть панорамы была выполнена Леопольдом Шенхеном. Рубо осуществлял общее руководство работой и сам писал все наиболее сложные места.

Летом 1904 года панорама была закончена.
Живописное полотно навернули на деревянный вал длиной 15 метров, сечением 1 метр, и поместили на двух сцепленных вместе железнодорожных платформах. В отдельном вагоне привезли модели предметного плана, весившие одиннадцать с лишним тонн.
К этому времени в Севастополе по проекту инженер-подполковника Оскара Ивановича Энберга было построено специальное круглое здание с классическим порталом, облицованное инкерманским камнем.

3 сентября Франц Алексеевич Рубо с помощью своих учеников, впоследствии известных мастеров Митрофана Грекова и Михаила Авилова приступил к подвеске картины и установке предметного плана. Художник проверил на месте общий цветовой строй картины, а затем "списал" предметный план с живописным полотном.

В ноябре 1904 года панорама была установлена.

Из Петербурга прибыла комиссия, но она принять картину отказалась.
От Рубо требовали исключить из композиции фигуру адмирала П. С. Нахимова и показать вместо него главнокомандующего князя М. Д. Горчакова, которого в день сражения 6 июня на Малаховом кургане не было. Предлагались и другие подобные "поправки".
После этой комиссии приехали еще три, но и их требования Рубо выполнить не согласился.

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
Фигура Павла Степановича Нахимова на башне Малахова кургана появилась только в результате послевоенной реставрации.

Наконец, 14 мая 1905 года, в обстановке назревающих в стране и, в частности, в Севастополе, революционных событий, четвертая комиссия вынуждена была принять и открыть панораму.

Весной 1909 года картину свернули и увезли в Петербург для показа царю. Сам Николай II не рискнул ехать в революционно настроенный Севастополь, а решил под благовидным предлогом вывезти из города панораму и заставить Ф. А. Рубо внести в нее угодные правительству изменения.
Перед открытием царь в сопровождении свиты посетил панораму.
Художнику было высказано неудовольствие по поводу нарушения им "высочайше одобренных и установившихся официальных понятий". Имелось в виду, что вопреки желанию царя и других августейших особ, в панораме слишком много солдат и матросов, имеющих портретное сходство с героями обороны; опять встал вопрос о Нахимове.
Сколько ни пытался Рубо доказать, что пользовался самыми достоверными источниками, ему дали понять, что если он не подчинится, то изменения внесут без него и в дальнейшем в его услугах вряд ли будут нуждаться. Пришлось фигуру П. С. Нахимова закрыть облаком дыма, снять портретное сходство некоторых героев.
Однако князя Горчакова Рубо все-таки не нарисовал.

По воспоминаниям народного художника РСФСР В. Н. Яковлева, "в здании панорамы всегда было многолюдно, но, несмотря на это, здесь царила торжественная тишина, подчеркивающая глубокое уважение зрителей к бессмертному подвигу воинов-героев, защитников Севастополя..."

Панорама в годы Великой Отечественной войны. Подвиг советских воинов

В 1926 году Митрофан Борисович Греков поставил вопрос о необходимости реставрации картины. Он обратился к своему учителю Францу Алексеевичу Рубо с письмом, в котором просил его приехать в Советский Союз. Но художник был уже стар и болен, к тому же он только что пережил смерть любимой дочери. В ответном письме, благодаря за приглашение и сожалея, что приехать не сможет, он выразил уверенность, что его ученики и сами справятся с этой работой.

Реставрация под руководством М. Б. Грекова прошла успешно. Фигура П. С. Нахимова была восстановлена на прежнем месте. И вновь панорама волновала сердца, внушала людям уважение к простым русским солдатам и матросам, заставляла восхищаться их мужеством, самоотверженностью и героизмом.

Началась Великая Отечественная война.
Правнуки нахимовских матросов стали на защиту родного Севастополя. И в напряженные боевые дни, и в редкие часы передышки между боями они снова приходили в панораму. В торжественном молчании всматривались в образы своих предков, и в неторопливости, с которой эти простые русские люди, одетые в солдатские шинели и холщовые матросские рубахи, подносили воду для охлаждения пушек, заряжали орудия, перевязывали раны, они чувствовали спокойную, упрямую и несокрушимую силу. Эту уверенность в себе, волю к победе они приносили в свои блиндажи и доты, она помогала им в бою.

Положение в осажденном городе становилось все тяжелее. Участились налеты вражеской авиации, усилился артиллерийский обстрел. Перед партийными и советскими органами Севастополя встал вопрос об эвакуации панорамы.
Как вспоминает бывший секретарь Севастопольского ГКВКП(б) Б. А. Борисов, специальная комиссия после обследования пришла к выводу, что живописное полотно, провисевшее около 40 лет в помещении без отопления и освещения, без соблюдения режима влажности и других непременных условий для хранения живописи, было уже очень ветхим, пересохшим, имело много осыпей красочного слоя. При снятии и транспортировке морем картина могла погибнуть. Поэтому вопрос об эвакуации оставался открытым, но были приняты меры к противопожарной защите панорамы.

25 июня 1942 года пять самолетов Ю-87, спикировав, сбросили бомбы на панораму. Усилился артиллерийский обстрел, и несколько снарядов попало в здание. Панорама горела...
Немедленно были организованы спасательные работы.

Вот что писала газета "Красный черноморец":
"Большая часть полотна была сорвана взрывами со стены и лежала на полу... Потолок горел. Краснофлотцы тт. Волович, Маметов и Каверин, младший сержант Шек, краснофлотец товарищ Мещеряков и другие самоотверженно спасали картину. Краснофлотцы сворачивали драгоценную, сухую, как порох, материю в трубку и выносили из пылающего здания... Потолок начал с треском обваливаться. Все покинули здание. Но на стене еще оставалась часть неубранной картины. Тогда младший сержант товарищ Шек бросился в огонь и ценой огромных усилий спас еще одну часть картины."

Спасенные фрагменты панорамы под фашистским обстрелом сносили в ров, а ночью погрузили на последний надводный корабль, прорвавшийся 26 июня в осажденный город - лидер эсминцев "Ташкент".

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
Лидер "Ташкент".

"Ташкент" подошел к севастопольскому берегу в районе Камышовой бухты. Под непрекращающимся артиллерийским обстрелом на борт было принято свыше 2100 человек и 86 уцелевших фрагментов панорамы Рубо. Ночью 27 июня 1942 года лидер "Ташкент" ушёл из Севастополя.

С 5 часов до 9 часов утра 27 июня 1942 года "Ташкент" отражал налёт 86 вражеских бомбардировщиков. Фашистские самолеты сбросили на корабль 336 бомб. Благодаря чрезвычайно умелому маневрированию удалось избежать прямых попаданий в корпус корабля. Однако, от близких разрывов корабль получил множественные повреждения, погибло несколько десятков эвакуируемых.
Несмотря на всё это, экипаж "Ташкента" во главе со своим отважным командиром, капитаном 2-го ранга В. Н. Ерошенко, самоотверженно спасал корабль.

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
Лидер "Ташкент". Расчёт зенитного пулемёта на фоне бомбовых разрывов. Фотография 27 июня 1942 года.

На помощь терпящему бедствие лидеру эсминцев из Анапы вылетели истребители 7-ого истребительного полка. Чтобы ободрить людей в "Ташкенте", дать им почувствовать, что их защитники рядом, летчики снизили самолеты до бреющего полета. Пролетая низко над морем, они увидели полузатонувший корабль, палуба которого едва ли на полметра возвышалась над водой. Пассажиры и команда стояли на палубе так тесно, что трудно было поднять руку, чтобы приветствовать летчиков.

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
"Ташкент" зарывается в воду из-за затопления носовых отсеков.

Пришла помощь и по морю из Новороссийска. Эсминец «Сообразительный» снял с "Ташкента" всех пассажиров. Эсминец «Бдительный» взял лидер на буксир. В тот же день спасенный корабль и его спасатели благополучно прибыли к месту назначения.

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
Эсминец "Сообразительный" сближается с лидером "Ташкент".

Первоначально фрагменты панорамы находились в одной из новороссийских школ. Здесь, по свидетельству старейшего художника-панорамиста Н. Г. Котова, их развернули, просушили и отправили дальше вглубь страны.
В Новосибирске панораму вновь развернули и тщательно обследовали. Живопись, разрезанная на куски, сильно пострадала. В спешке холст не сматывали, а складывали. Это привело к большим осыпям красочного слоя.
Было трудное военное время, но нашлись силы и средства, нашлись заботливые руки, которые уже здесь, в Новосибирске, оказали "первую помощь" израненному полотну. Спасенные куски полотна очистили от грязи, выровняли, промыли живопись специальной эмульсией и закрепили красочный слой рыбьим клеем с медом. После этого фрагменты сгруппировали и накатали на валы. Так панорама хранилась в Новосибирске, а по окончании войны была перевезена в Загорск, в историко-художественный музей-заповедник.

Художники, возродившие панораму. Подготовительные работы. Воссоздание живописного полотна

Уже в первые послевоенные годы встал вопрос о восстановлении панорамы. Но как это сделать? Обследование полотна показало, что полная его реставрация невозможна из-за слишком больших повреждений и утрат. Оставался единственный путь: по сохранившимся фрагментам, авторским эскизам и фотографиям создать новую панораму.

24 октября 1950 года было принято решение завершить работы по воссозданию панорамы к столетию первой обороны Севастополя. Во главе творческого коллектива, которому предстояло вернуть к жизни шедевр Ф. А. Рубо, стал народный художник РСФСР академик В. Н. Яковлев (1893-1953).

Знаток и реставратор старинной живописи, Яковлев хорошо понимал всю сложность такой задачи и ту ответственность, которую он брал на себя, соглашаясь на роль руководителя коллектива. Но большой творческий опыт художника был залогом успеха.

Руководство группой художников, воссоздавших панораму, - последняя крупная работа Василия Николаевича, которой он отдавал много сил и энергии в течение двух лет. В 1953 году, после смерти В. Н. Яковлева, коллектив возглавил народный художник РСФСР академик П. П. Соколов-Скаля (1899-1961). К группе старшего поколения художников, принимавших участие в восстановлении панорамы, относятся П. М. Шухмин, Б. Н. Беляев, В. И. Гранди, Г. А. Захаров, Н. Г. Котов, В. Е. Памфилов, Н. И. Плеханов, А. П. Романов, Н. И. Фирсов. Все это крупные мастера, прошедшие большой творческий путь. Из них Беляев, Гранди, Котов и Фирсов уже принимали участие в панорамных работах, организованных М. Б. Грековым.

В группу входили и более молодые художники, чье творчество только начиналось в 40-50-е годы: Ю. Н. Трузе-Терновская, Н. К. Соломин, А. П. Мерзляков, А. Ф. Суханов, Е. И. Лобанов, Б. Г. Коржевский, Б. Ю. Лоран. В их творческих биографиях много общего. Все они воспитанники московских художественных вузов, ученики выдающихся советских живописцев П. Д. Корина, Е. И. Ефанова, В. Н. Яковлева.
Помогали художникам студенты института имени Сурикова: Лариса Чорбадзе, Вячеслав Филимонов, Олег Толстой, Кира Иванова. Много труда вложили и художники-моряки, старшие матросы И. Ефремов, Б. Бурлуцкий, Б. Беляев.

Военную консультацию осуществляла группа консультантов под руководством выдающегося военного деятеля адмирала флота Советского Союза профессора И.С. Исакова. Консультанты уточнили дислокацию неприятельского флота, позицию русских кораблей, принимавших участие в обороне Севастополя, направление и характер артиллерийского огня, расположение земляных и других укреплений воюющих сторон на тех участках, которые не удалось восстановить на полотне Рубо.

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
Здание панорамы. Автор и дата фотографии неизвестны.

Кандидат военных наук А. Н. Кузьмин на основе архивных документов составил подробный развернутый план всех фортификационных сооружений Малахова кургана на 6 июня 1855 года - день сражения, изображенного в панораме. Большую помощь художникам оказали также кандидат исторических наук Б. И. Зверев и начальник музея Черноморского флота П. П. Болгари.

Работа над панорамой - труд всегда коллективный. И Яковлев сумел сплотить художников совершенно разных по характеру и стилю, воодушевить их на выполнение поистине грандиозной задачи - воссоздание панорамы.
Прежде всего художники приступили к изучению панорамной живописи - копировали этюды и спасенные фрагменты панорамы Рубо. Одновременно создавался картон - полный и точный композиционный рисунок панорамы, а также велись экспериментальные работы по созданию нового предметного плана, так как старый погиб полностью.
Картон был выполнен художниками В. И. Гранди, А. П. Мерзляковым, Е. И. Лобановым под руководством П. М. Шухмина на 12 листах в одну пятую натуральной величины.
Рисунок панорамы восстанавливался по спасенным фрагментам старого полотна, фотографиям и старым буклетам. Очень ценными оказались английские фотографии, сделанные на другой день после взятия союзниками Южной стороны Севастополя. По ним художники уточняли картину разрушенного города.

Одновременно в Москве велись работы по воссозданию предметного плана.
В панораме Рубо предметный план был сделан из земли. В местах соединения с картиной ее посыпали сухими красками, которые, естественно, не могли сохраняться долгое время. Земляная пыль, оседавшая на живописном полотне, портила впечатление от картины. Кроме того, такой предметный план невозможно было чистить.
Советские художники Б. Н. Беляев, Н. И. Фирсов и Б. Н. Котов в результате долгих творческих поисков создали особую огнеупорную мастику, в состав которой вошли лигнин, столярный клей, гипс или алебастр, рыбий (осетровый) клей и пенька.
Предметный план возводился на подстолье (деревянная рама), обтянутом холстом, на который в качестве грунта накладывалась мастика. Покрытая теме же красками, что и картина, она сливалась с живописью, и этим удалось достигнуть полной иллюзии незаметного перехода от натурального плана к живописи.

В процессе работы рождалось много новых технических приемов, композиционных решений, которые обогатили предметный план. Например, советские художники ввели жанровые сцены "Кок в землянке", "Денщик у бочки с водой".
На основе анализа живописного холста панорамы Рубо, сделанного в Третьяковской галерее, был составлен рецепт грунта и красок для новой панорамы.

Наконец все подготовительные работы были закончены. Можно было ехать в Севастополь и приступать ко второму этапу работы - к написанию нового живописного полотна и созданию огромного, площадью почти в 1000 квадратных метров, предметного плана.

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
Здание панорамы. 1944-й год. Фотография Бориса Шейнина, фотокорреспондента газеты «Красный флот».

В Севастополе в это время по проекту архитектора В. П. Петропавловского восстанавливалось разрушенное фашистами здание панорамы. Строителям во главе с прорабом В. В. Граббе предстояло реконструировать 1600 квадратных метров фасада и заделать до трех тысяч крупных и мелких пробоин, восстановить металлический каркас крыши, провести все столярные, малярные и прочие строительные работы.
В новом здании были устранены недостатки старого: построен цокольный этаж для служебных помещений, утеплена крыша, оборудовано электроосвещение, установлены приборы для кондиционирования воздуха, что позволяет теперь поддерживать определенный температурный режим, для лучшей сохранности полотна.

Первыми в Севастополь выехали художники Н. Г. Котов, В. И. Гранди и Н. И. Плеханов. Они руководили оборудованием здания для навески полотна и установления предметного плана.
В начале 1954 года был сшит и навешен холст, к грунтовке его приступили 30 марта. О масштабах работ можно судить хотя бы по тому, что на грунтовку израсходовано более 200 килограммов осетрового клея, 400 килограммов цинковых белил, 110 килограммов олифы, свыше 1000 куриных яиц и многое другое.

15 апреля в Севастополь прибыла основная группа живописцев и стала наносить рисунок на холст. Для этого с помощью нивелира, помещенного в центре смотровой площадки, наметили на холсте линию горизонта. Она проходила на уровне глаз зрителя, стоящего на смотровой площадке.
С 12 частей картона, выполненного в Москве, были изготовлены диапозитивы. Затем в центре смотровой площадки, принятом за центр Малахова кургана, установили проекционный фонарь с мощным объективом. Отбрасываемый на полотно рисунок точно сориентировали по сторонам света, в соответствии с истинным положением на местности. Контуры проекции рисунка обвели акварельными красками, сопоставили детали с картоном и фрагментами оригинала.
К 10 мая 1954 года рисунок панорамы был закончен и художники приступили к живописным работам.

Кроме воссоздания цветового строя картины, предстояло решить еще ряд сложных задач. Одной из них - едва ли не самой трудной - было написание неба, так как эта часть полотна панорамы Рубо почти полностью погибла.
Н. Г. Котов и Н. И. Плеханов провели огромную экспериментальную работу по подбору колеров, написали много этюдов. Г. А. Захаров скопировал тон неба с сохранившихся фрагментов, и при подборе красок использовались его вкладки.
Советские художники решили показать на панораме восходящее солнце и дать соответствующее освещение всей картине. Им удалось это сделать столь успешно, что С. Н. Сергеев-Ценский, одним из первых посетивший панораму, записал в книге отзывов: "Очень поразило меня небо над многострадальными бастионами, до того тонко переданы нюансы утреннего освещения".

Для написания жанровой части картины вся площадь живописного полотна была разделена на квадраты. Каждый художник писал определенный участок, в пределах которого старался довести живопись до возможного соответствия с оригиналом. Учитывая, что на полотне Рубо краски потемнели, тона подбирали более светлые.

Изучая архивные материалы, советские художники нашли много исторически достоверных фактов, которые Ф. А. Рубо, связанный условиями царского заказа, очевидно, не смог отобразить на картине. Советские художники внесли дополнения, не нарушая общей композиции панорамы.
Так появились эпизоды: "Приезд Н. И. Пирогова на перевязочный пункт Малахова кургана", "Возвращение матроса Кошки на бастион", "Дети у мортиры", "Матрос Трофим Александров" и другие. Всего новые эпизоды составили 244 квадратных метра полотна.

Наконец напряженный труд большого коллектива был завершен. Все тревоги, волнения, напряжение последних месяцев остались позади. Вряд ли кто-нибудь их художников спал накануне открытия панорамы. Ведь каждый из них, по общему их признанию, считал работу над панорамой одной из важнейших в своей жизни, каждый оставил в ней частичку своего сердца.

Наступило 16 октября 1954 года - столетие первой героической обороны Севастополя. В этот день торжественно открыли возрожденную панораму - праздничный подарок морякам и жителям города.

- Отныне и навеки будет стоять она на 4-м бастионе, политом кровью наших предков, и будет символом боевых традиций народа, - сказал, выступая на торжественном митинге, начальник политуправления Черноморского флота контр-адмирал Б. Т. Калачев.

Панорама Оборона Севастополя - история создания, разрушения и восстановления
Панорама "Оборона Севастополя". Фотография начала 1960-х годов.

 

Информация о Музее-панораме "Оборона Севастополя"

Адрес музея-панорамы

Севастополь, Исторический бульвар
Телефон: +7(8692) 54 4031
Проезд: троллейбусы №1, 3, 5, 7, 12, 13, 17, 20 до остановки «Площадь Ушакова».

Режим работы

Январь - апрель: с 9.30 до 17.30, кроме понедельника;
Май - июнь: с 9.00 до 17.30, ежедневно;
Июль - август: с 9.00 до 19.00, ежедневно;
Сентябрь: с 9.00 до 17.30, ежедневно;
Октябрь - декабрь: с 9.30 до 17.30, кроме понедельника.

Касса закрывается за 30 минут до окончания работы Панорамы.

Официальный сайт Музея-панорамы "Оборона Севастополя".

 

Музей-панорама "Оборона Севастополя на карте"

 

В статье использована информация из очерка Н.В.Шебек.
Фоторепродукция панорамы - Сергей Анашкевич.
Военные фотографии - "Военный альбом".

Изучите путеводитель по панораме "Оборона Севастополя" - описание событий, кто и где изображён на картине.

Рубрика:  История
Темы:  Музеи,  История
Регионы:  Крым,  Севастополь
Комментарии для сайта Cackle
Избранные статьи
Топ-пять природных чудес Крыма, которые вы обязательно должны увидеть вживую. Мыс Фиолент Отдых в Севастополе: пляжи и достопримечательности Севастополь - как добраться из России
Санаторий Зелёная роща Беломорские петроглифы Гостиницы Ростова Великого 7 вещей, которые нужно сделать на Крите
Популярные регионы
Избраное
Кондомари и высота 107. Эхо войны.
Популярные темы
 

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.planetadorog.ru/ обязательна.
Планета дорог РСС Новости Планета дорог Статьи