Вторая часть путешествия на Кольский полуостров в Мурманск и Териберку. Часть первая.
За время прогулки нашли лодку, около которой лежали весла, остатки дома, и буй, поначалу принятый нами за неразорвавшуюся авиационную бомбу.
Как выяснилось позднее владелец этой лодки, родом из Териберки, погиб прошлой зимой. Его тело нашли, а вот лодку куда то унесло. Теперь мы знаем куда...
Остатки дома. Рядом с ним лежали какие то двигатели и на одном из них я увидел табличку с надписью: SPERRY. Немного посидев в сети, выяснил, что СПЕРРИ - название американской корпорации, занимавшейся производством военного и навигационного оборудорвания. Есть предположение, что дом и сама табличка относятся к периоду великой отечественной войны 1941-45 годов. В эти годы на Кольском активнео сотрудничали друг с другом советские и британские военные моряки и возможно Британци могли завезти что то в качестве помощи. Не исключен, конечно и вариант поставки по лендлизу непосредственно американцами.
Буй, изначально принятый нами за бомбу. Размером с туловище взрослого человека.
Океанический прибой гораздо мощнее того же Черноморского.
Уйдя на 2 километра от лагеря - уперлись в мыс и решили дальше не идти: уж очень сильно доставали комары.
Во время похода нас весьма выручили купленные недавно рации Midland G7. Если вы думаете о приобретении раций, для туризма, активного отдыха и путешествий, то я Вам советую обратить внимание именно на эту модель.
В лагерь мы пришли около 8:00 утра и разморенные теплыми лучами утреннего солнца, быстро уснули. Днем, пока мы спали, было настолько тепло, что я даже вылез из спальника и лежал в одних трусах :) (курорты заполярного края :))
Проснулись мы, разумеется, поздно - около 15:00. Продолжался праздник хорошей погоды.
К сожалению, очень много фотографий просто "не получились", по совершенно непонятным причинам. На дисплее камеры снимки смотрятся идеально, на компе - полным "Г". Эта одна из немногих фотографий водопада, на которую можно посмотреть.
Нам необходимо было пополнить запасы продуктов и оставив меня с вещами около водопада, Анютка с Петькой отправились в Новую Териберку. Через час они вернулись и немного перекусив, я отправился к ранее запримеченному мною месту, где река сужается и из большого проточного озера превращается в бурлящий среди камней поток. Позже ко мне присоединился Петька, оставив Анютку около водопада.
Через 20 минут, Анютка по рации сообщила, что к водопаду идут двое людей и мы, на всякий случай, вернулись к ней.
Подошедшая пара оказалась местными жителями, из Новой Териберки, пришедшая посидеть у водопада. Мужчина и женщина, на вид 35-40 лет, оказались достаточно разговорчивыми, что помогло нам подробнее узнать о жизни в поселке. Мужчина (имя называть я не буду) - безработный, что не особо удивляет, глядя на развалины порта и самого поселка. Когда есть возможность и удается получить разрешение - выходит в море на ловлю рыбы, реже на ловлю краба, что по нынешним нелепым законам является браконьерством. В следствии запрета на ловлю краба, его популяция значительно возросла, и рыба, лов которой не запрещен, становится "неконкурентоспособной" в морской среде. Так, со слов того же мужчины, у берегов Териберки практически перестала ловится треска. Суть в том, что икру треска мечет на мелководье, а расплодившиеся крабы ее подъедают. Подъедают они и то, чем питается сама рыба.
Впрочем не так проста ситуация и с рыбной ловлей, постоянные проверки со стороны пограничников, которые, по неясной причине выполняют здесь функцию рыбнадзора, чиновничий произвол с выдачей квот, разрешением на выход в море и другие бюрократические издержки и глупые антисоциальные законы, делают свое "грязное" дело: рыбные промысел в Териберке практически уничтожен, как впрочем и сам поселок.
О многих вещах меня и вовсе просили не рассказывать, т.к. можно накликать беду и на себя и на людей с которыми общался.
Но не смотря на все это люди продолжают жить, точнее сводить концы с концами: мужчина с которым я разговаривал живет на «бомжовку», так он назвал выплаты по безработице размером в 3000 рублей. Жена его, как я понял, тоже нигде не работает. Если бы не ловля рыбы и краба, которую «власть» считает браконьерством, они и бы уже умерли бы от голода.
Разговаривали мы не только про проблемы - много говорили про природу, интересные места реки и море. Из за вырубки лесов в центре и на юге Кольского полуострова, сюда, к Баренцево морю, в поисках корма и спокойной жизни начали приходить медведи, которых, мы к счастью не видели, но о которых нам рассказывал мужчина у водопада.
Он почему то очень удивился, узнав, что мы приехали сюда только из за природы и живем вот уже 2ую ночь в палатке :)
Обменявшись контактами мы разошлись - я с Анюткой и Петькой отправились ставить лагерь, а наши новые знакомые пошли к себе домой в Новую Териберку, на прощанье пригласив нас обязательно приезжать еще.
Портовая зона в новой Териберке. Разрушенные причалы и остовы затопленных кораблей.
Последний день мы провели снимая Новую и Старую Териберку, разрушенные пирсы, кладбище деревянных кораблей и другие достопримечательности этого берега. Погода ухудшалась, с моря дул шквалистый ветер, сбивающий с ног. Поднялись большие волны. К вечеру за нами приехали машина из Мурманска и сделав последние кадры, мы отправились домой.
Кладбище кораблей начала XX века. Пожалуй самая известная и интересная достопримечательность Териберки.
К морю раньше было не подойти...
Вид с кладбища кораблей на старую Териберку.
Прекрасный песчаный пляж.
Териберка оказалась одним из немногих мест, откуда мне было грустно уезжать.
Панорама старой Териберки.
Панорама в большом разрешении.
Проснулись как обычно поздно - в 14:00 дня. За окном моросил дождик, термометр показывал 5 градусов тепла, небо застилала сплошная белая пелена. Настроение было не самое лучшее, но не сидеть же дома?! Нехотя собрав кофры и одевшись потеплее мы отправились покорять, стоящую рядом с городом, Лысую гору. Название такое она получила из за отсутствия деревьев на своей вершине. На гору уводила старая извилистая асфальтовая дорога, по краям которой располагались антенны радиосвязи. Дорога заканчивалась около бывшей военной базы на вершине горы. База состояла из трех казарм, и двух бункеров: нижнего, где находились машины с ракетами, как я полагаю и верхнего, где располагался радар. Судя по развалу и надписям на стенах, военная часть была расформирована еще в начале 90-х и сейчас от нее уже практически ничего не осталось.
Хорошенько помокнув и померзнув на вершине, мы стали спускаться вниз, где мне удалось снять пару удачных кадров.
Сохранившаяся часть нижней серии бункеров.
Есть мнение, что часть бункеров была взорвана, как например этот. Другого объяснения как столь идеально перевернуть такую бетонную конструкцию к верху ногами - не вижу.
Собственно на этом наш день и закончился :)
Пятница стала более насыщенным событиями днем - мы посетили мурманский морской вокзал, правда не сразу удалось туда попасть, т.к. приезжал губернатор области и министр транспорта и доступ на морвокзал был перекрыт милицией.
Попав-таки на морвокзал мы сняли несколько кадров, посмотрели расписание экскурсий на первый атомный ледокол «Ленин» и отправились на маяк, около храма «Спас на водах», где сделали несколько кадров с видом города.
Вечером мы встречали отца семейства, который вернулся с очередного рыболовного рейса в море. Крепкий мужчина, среднего роста, с рыжими усами и добрыми глазами: именно таким я представлял себе настоящего моряка. Мы посидели на кухне, немного выпили, я разумеется расспрашивал про море и про рыболовецкое дело. Его рассказы были немного похожи на рассказы того мужчины из Новой Териберки: те же проблемы, те же заботы, та же фраза «Каждый крутится как может», которая на мой взгляд характеризует образ жизни и мышления всей России. Отличие лишь в том, что наш родственник работает более «официально» и все проблемы за него решает его контора.
В день отъезда встали рано - нужно было съездить на оптовую базу, купить рыбы. После заехать на ледокол «Ленин».
Около «Ленина» к 13:00 (экскурсии бесплатные и группы по выходным ходят в 11:00, 12:00, 13:00 и в 14:00, буднее расписание не помню) собралось около 40 человек, которых поделили на 2 группы и раздельно водили по ледоколу.
Обошли, на мой взгляд, достаточно мало: офицерскую столовую, практически ресторан с несвойственной для 1959 года обстановкой (столы из красного дерева, мягкие кресла), столовую матросов (тоже весьма приличную), одно из двух машинных отделений, лоцкую (туда я забрел по собственной воле) и рубку.
Казалось бы - немного, но из за размеров корабля, экскурсия растянулась на час и мне даже пришлось просить разрешения у экскурсовода задержаться, что бы отснять офицерскую столовую. К нам даже пытались придраться из за нашего вида (три зеркальных камеры, а на мою еще была нацеплена вспышка и я таскался с разложеным штативом, то и дело применяя его по назначению), мол: «Если Вы снимаете для какого то комерческого проекта, то нужно было договариваться с капитаном корабля». Правда после разъяснения цели съемок вопрос замялся...
Офицерская столовая.
Центр управления машинными отделениями.
Местный телефон.
1-е машинное отделение.
Полный вперёд!
Капитан, капитан, улыбнитесь!
Ледокол «Ленин».
Заехали домой, собрали рюкзаки и отправились на вокзал, где нас уже ждал поезд.
Попрощались, сели и поехали.
В качестве итога хочется сказать, что Мурманск - прекрасный город, который стоит посетить, неважно зимой или летом. Добрые и гостеприимные северные люди, жители Мурманска и других городов области очень добродушно относятся к туристам и всегда зовут приезжать еще, за что им огромное Спасибо! И мы обязательно вернемся и еще не раз в эти холодный, но греющий душу северный край.
Полезная информация:
Автовокзал Мурманска: +7(8152)454884
Мурманский погранотряд (оперативный дежурный): +7(8152)424412 (вопросы доступа в погранзону и получение пропусков), либо прапорщик Никитина Марина Юрьевна: +7(8152)682168 (На 2016 год доступ к большинству регионов Мурманской области, ранее бывших погранзоной, для граждан России открыт)
Расписание автобусов до Териберки:
Туда: пн. 17:40 ср. 18:00 пт. 18:00 вс. 18:00
Обратно: пн. вт. чт. сб. 07:00
Стоимость: 201,70 р.
Полезная информация: