Крейсер 2-го ранга "Аврора" является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. И вовсе не потому, что крейсер участвовал в Октябрьской революции. А скорее потому, что это один из немногих кораблей такого возраста в мире доживший до наших дней.
Кроме Авроры в мире осталось только 2 корабля-музея такого класса и такого возраста. Это японский броненосец "Микаса" (1900) и греческий броненосный крейсер "Авероф" (1910). Примечательно, что с "Микасой" "Аврора" встречалась в Цусимском сражении.
А если бы не участие в революции, то "Аврора" вообще вряд ли дожила бы до наших дней. Ведь на поддержание исторической реликвии тратились большие деньги. Без своей исторической роли обветшалый, латаный-перелатаный корабль был бы давно пущен на слом. Ведь крейсер получил множество пробоин в Цусимском сражении, пережил разруху во время Гражданской войны, 3 года пролежал полузатопленным на дне финского залива во время Великой Отечественной, подвергаясь постоянным обстрелам. Гламурные послеперестроечные вечеринки тоже не добавили кораблю жизни.
Конечно, облик крейсера далёк от исторического. Сохранение подобного корабля требует компромиссов. Но для истинного ценителя истории российского флота это не очень важно. Главное - возможность посетить настоящий боевой крейсер, на котором Андреевский флаг был поднят более 100 лет назад.
Бронепалубный крейсер "Аврора", историческая справка.
"Аврора", легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.
Крейсер 2-го ранга "Аврора" спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).
Вооружение крейсера: 8 - 152-мм, 24 - 75-мм, 8 - 37-мм орудий; экипаж 578 человек.
Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.
С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.
28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на "Авроре" организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет "Авроры", руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе "Авроры" из Петрограда.
В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета "Аврора" подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы "Авроры", руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.
Утром 25 октября радиостанция "Авроры" оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание "К гражданам России".
В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер "Аврора" подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.
В дальнейшем отряды матросов "Авроры" участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.
С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. "Аврора" была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.
Отмечая революционные заслуги "Авроры", Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, "Аврора" награждена орденом Красного Знамени.
В Великой Отечественной Войне пушки "Авроры" были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.
С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, "Аврора" являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на "Авроре" создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.
В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.
В 2010 году крейсер "Аврора" приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.
26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер "Аврора" будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.
Фотоэкскурсия по крейсеру "Аврора". Лето 2014 года.
С поверхности воды крейсер выглядит гораздо более величественным, чем с набережной, через паутину проводов и сувенирных палаток.
Носовая часть крейсера. Кстати, раструб на форштевне корабля - "ствол" торпедного аппарата.
Поднимаемся на палубу крейсера...
Запасная лопасть винта.
Крейсер пришвартован к берегу металлическими штангами.
Так подавались снаряды к орудиям.
Французское 152-мм орудие фирмы "Шнейдер".
Откуда "Шнейдер" на "Авроре"? Дело в том, что во время послевоенной реконструкции орудия для "Авроры" собирали, что называется, "с миру по нитке". Найти 14 орудий Обуховского завода не получилось.
Однако, существующая авроровская коллекция 152-мм орудий системы Канэ по своему уникальна - здесь есть и орудия броненосца "Ростислав" 1896 года постройки, и орудия, когда-то стоявшие на береговых батареях Севастополя.
Надо сказать, что артиллерийское вооружение крейсера менялось несколько раз.
Когда "Аврору" спускали на воду на ней было 8 152-мм пушек Обуховского завода и 24 75-мм пушек Канэ. Во время ремонта 1908-1909 годов были добавлены ещё 2 152-мм орудия.
Во время Первой Мировой войны были добавлены ещё 4 152-мм орудия. Добавление орудий происходило за счет демонтажа 75-мм пушек.
В 1919-м году годов крейсер был законсервирован, все орудия были сняты и отправлены на фронты Гражданской войны.
В 1923-м году "Аврора" стала учебным кораблем и получила 10 современных 130-мм орудий.
В 1941-м году из 9-ти орудий крейсера была создана стационарная батарея. В сентябре 41-го батарея неделю вела бой в полном окружении и расстреляв все снаряды погибла.
Десятое орудие "Авроры" было установлено на бронепоезд "Балтиец".
В 1947-м году во время послевоенного ремонта на крейсер установили 14 152-мм орудий, собранных по разным арсеналам.
История орудий неглавного калибра и зенитного вооружения ещё более разнообразна...
Проходим во внутренние помещения корабля...
В состав музейной экспозиции, расположенной на батарейной палубе крейсера, включен матросский кубрик, обстановка которого восстановлена по фотографиям. Подробно рассказывается о Цусимском сражении.
Главное место в экспозиции - участие "Авроры" в Октябрьском вооруженном восстании. Большое внимание в экспозиции музея уделено периоду Великой Отечественной войны.
Надо отметить, что в музее содержится много экспонатов, рассказывающих не только об "Авроре", но и об истории российского и советского флота.
Золотые слова...
Якорная лебёдка.
Первый комиссар "Авроры" -А. В. Белышев.
3 августа 1923 года Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР постановил принять шефство ЦИК СССР над крейсером "Аврора". Шефское знамя было вручено крейсеру в 1924-м году.
Стенд посвящённый Великой Отечественной войне. Обломок реи, сбитой немецким снарядом.
30 сентября 1941 года в результате нескольких попаданий немецких снарядов крейсер лёг на грунт у Ораниенбаума. В августе 1944 года "Аврору" подняли и перевели в Ленинград.
Носовое орудие крейсера.
Гюйс "Авроры".
Кстати, про "британский флаг" на русских кораблях. Конечно, флаги эти далеко не одинаковые. Достаточно посмотреть на оба одновременно.
А флаг этот на наших кораблях называется гюйс.
Гюйс - это носовой (бушпритный) флаг корабля, который, так же как и военно-морской флаг, обозначает государственную принадлежность. Статья 628 Корабельного устава Военно-морского флота России гласит: "Гюйс, поднятый на корабле, обозначает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимается на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре (бочке, швартовах). Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага."
Сигнальный флаг требует от проходящих кораблей и судов дать малый ход.
На этом фотоэкскурсия завершается. Искренне желаю посетить легендарный крейсер лично. А то ведь и правда, по высочайшему повелению поставят корабль на ход - где его потом искать...
Информация о музее (для истории...)
Часы работы крейсера
10.30 - 16.00, выходные - понедельник, пятница.
Стоимость посещения музея
Взрослые -200 рублей;
Школьники - 50 рублей;
Дошкольники - бесплатно;
Фотосъемка - 50 рублей.
Самостоятельного посещения музея нет! В порядке живой очереди у трапа крейсера формируются группы, примерно 20 человек. Группа проходит в музей в сопровождении экскурсовода. В среднем, на экскурсию уходит 30-40 минут.
Как добраться
Крейсер "Аврора" находится на стоянке у Петроградской набережной, напротив Нахимовского училища.
Проезд: метро «Горьковская», трамвай № 6 или 40 до остановки «Ул. Чапаева», метро "Площадь Ленина" трамвай №3 или 6 до той же остановки. На трамвае №3 можно доехать и от Невского проспекта.
Другие материалы о Санкт-Петербурге
!В настоящий момент крейсер "Аврора" вернулся на своё место после ремонта.