Подводная лодка "С-189" - новейшая военно-морская достопримечательность Санкт-Петербурга. Музей на борту лодки открылся в 2010 году. Сама же лодка в 2014-м году отпраздновала 60-летний юбилей.
Надо сказать, что перед посетителями музея заслуженный и уникальный корабль предстаёт в отличном состоянии. Ведь лодка была восстановлена с огромной любовью теми, кто всю свою жизнь связал с подводным флотом.
Несмотря на 4-летний возраст музея, даже многие любители техники не успели его посетить, не говоря уже о гостях Санкт-Петербурга. Постараемся восполнить этот пробел, хотя очное знакомство с лодкой окажется гораздо интересней.
"С-189" - историческая справка
Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип подводных лодок, построенных после Великой Отечественной войны.
Первая лодка 613-го проекта спущена на воду заводом "Красное Сормово" (город Горький) в октябре 1950-го года.
С 1951-го по 1958-й год в Советском Союзе было построено 215 подводных лодок проекта 613.
В Военно-морском флоте Советского Союза подводные лодки 613-го проекта несли службу на всех флотах. Основное назначение этих лодок - уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки и разведка.
Лодки 613-го проекта несли боевое дежурство до конца 1980-х годов. Они использовались для испытания нового вооружения, а также в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из лодок 613-го проекта были перестроены как ракетоносцы.
Подводная лодка "С-189" заложена на Судостроительном заводе №189 имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года (всего 5 месяцев!).
В боевом составе Военно-морского флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года.
За этот период службы "С-189" выполняла боевые задачи в Атлантическом и Балтийском морях.
"С-189" неоднократно объявлялась "Отличным кораблем". Лодка награждена Почетным красным знаменем Ленинградского обкома ВЛКСМ. В 1970 году за отличные показатели в боевой и политической подготовке занесена в Книгу Почета Ленинградской Военно-Морской базы.
В октябре 1978 года впервые в истории Ленинградской Военно-морской базы принимала участие в торпедных стрельбах на приз Главнокомандующего ВМФ СССР. Отстрелявшись на "отлично", заняла второе место среди дизельных торпедных подводных лодок.
"С-189" участвовала в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.
В 1990-м году лодка была исключена из состава флота. В 1998-м году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой и "С-189", потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани Кронштадта. На подъем лодки у Ленинградской ВМБ средств не было.
Итак, что же представляет из себя этот интереснейший музей на подводной лодке, восставшей из глубин, как Феникс из пепла..
"С-189" - фотоэкскурсия
Подводная лодка С-189. Вид с Набережной Лейтенанта Шмидта.
Вид на "С-189" с плавучего причала.
На рубке лодки эмблема подводного флота СССР. Буква "Т" на фоне красной звезды, вероятно, означает победу в торпедных стрельбах на приз главнокомандующего ВМФ в 1978 году.
Спасательный костюм.
Койка на электродвигателе.
Газоанализатор. Таких было по несколько штук в каждом отсеке, так как качественный воздух - основа жизнедеятельности ПЛ.
Таблица перестукивания. При помощи этой "азбуки" задраенные отсеки могут общаться между собой.
Вид из люка дизельного отсека на корму.
Дизельный отсек. Двигатели в процессе переборки.
Если не ошибаюсь, пульт управления топливными цистернами.
Командирские!
В штурманской каюте (вернее, выгородке).
Рубочный люк.
Центральный пост. Количество различных маховиков и штурвальчиков поражает...
Самый правильный вариант часов.
Перископ.
Автомат управления торпедной стрельбой.
Вид в трюм через шахту перископа.
Вид через люк на первый (носовой, торпедный) отсек.
Люк для погрузки торпед в первом, носовом отсеке.
Кстати, кормовые торпедные аппараты заряжались напрямую снаружи и запаса не имели.
Носовые торпедные аппараты.
Прибор управления торпедной стрельбой.
1 отсек. Запасные торпеды, слева вверху - имитатор подводной лодки, подвесные койки. Всего в первом отсеке хранилось 6 запасных торпед и жили 16 моряков.
Вся электропроводка в лодке штатная и штатно же работает.
В отличие от лодки "Д-2", полностью превращённой в музей, "С-189" практически на ходу. Если на "Д-2" при создании музея убирали лишнюю электропроводку, водяную и воздушную арматуру, делая лодку просторней и понятней, то на "С-189" все штатные системы отремонтированны и работают.
По словам экипажа лодки (язык как-то не поворачивается назвать отставных подводников "сотрудниками музея"), лодка находится в отличном состоянии, осталось закончить переборку дизелей и можно отправляться на штурм глубины.
При этом, не надо забывать что с 1998 по 2005 год лодка лежала на дне Купеческой гавани Кронштадта и была поднята исключительно благодаря самоотверженной работе ветеранов-подводников и на их же средства.
Подъём "С-189".
Лодка на понтонах после подъема.
Фотографии с сайта baltspecflot.ru
Рубка лодки, вид с кормы.
Подводная лодка С-189.
В заключение хочется ещё раз отметить, что "С-189", без сомнения, уникальный корабль. Уникальный, потому что сохранился до наших дней, уникальный, потому, что восстановлен до ходового состояния, до последней заклёпки после 7 лет нахождения под водой.
И будем надеяться, что рожденная заново лодка проживет долгую жизнь, заразив запахом моря не одно поколение своих посетителей.
Информация о музее
Часы работы подводной лодки - музея
11.00 - 18.00, касса работает до 17.00
Выходные дни - понедельник, вторник.
В период навигации на Неве расписание может меняться.
Стоимость посещения подводной лодки
Взрослые - 400 рублей;
Школьники, пенсионеры - 200 рублей;
Дети - бесплатно;
Фотосъемка - бесплатно.
Если одновременно собирается 10 посетителей, то проводится бесплатная экскурсия.
Как добраться
С-189 пришвартована у плавучего причала Ленинградской Военно-Морской базы. Причал находится напротив дома № 33 по Набережной Лейтенанта Шмидта (угол набережной и 16-й линии Васильевского острова).
Вход на причал через пассажирский терминал напротив 19-й линии.
Проехать можно от метро Василеостровская.
Официальный сайт подводной лодки "С-189" - s-189.ru.
Другие материалы о Санкт-Петербурге