Калининградская область имеет достаточно интересную историю. Когда-то здесь жили племена пруссов, сильно отстающие от остальной Европы в развитии. В 1226 году немецкими рыцарями Тевтонского ордена началась колонизация Пруссии. В ходе завоевания, которое длилось около пятидесяти лет, рыцари основывали замки, которые являлись опорными пунктами. Таким образом на территории нынешней Калининградской области (а также на территории нынешнего Варминско-Мазурского воеводства Польши) возникло государство рыцарей-крестоносцев.
Государство постоянно вело войны с Польшей и Литвой. Затем государство было преобразовано в Прусское герцогство. Затем в ходе семилетней войны Восточная Пруссия входила в состав Российской Империи. Окончательно северная часть Восточной Пруссии вошла в состав России после Второй мировой войны в соответствии с Потсдамскими соглашениями.
В данный момент это самая западная и самая маленькая область Российской Федерации. Всего здесь проживает около 1 миллиона человек, из них половина в административном центре - Калининграде. Фактически российская история области начинается с конца 40х годов прошлого века.
Поскольку плотность достопримечательностей на квадратный километр территории области огромна, было принято решение подробнее изучить хотя бы основные достопримечательности. В это необычное путешествие мы отправились вместе с pavel_kosenko. Авиаперелёт совершили с помощью авиакомпании SkyExpress, как и большинство остальных наших перелетов по России, по прилету в аэропорту взяли забронированный автомобиль в компании Hertz (это очень удобно выдавать прокатный автомобиль в аэропорту). На все про все у нас было 48 часов начиная с позднего вечера.
Подводя итоги мы проехали по области 800 километров и подробно осмотрели около 30 достопримечательностей. Времени катастрофически не хватало, запланированный маршрут приходилось адаптировать в реальном времени.
На схеме общий трек нашего пробега. Проехали всю область по часовой стрелке. Точками отмечены границы достопримечательностей о которых пойдет речь ниже.
Сразу за аэропортом, в посёлке Храброво стоит самолет-памятник Ли-2. Лисунов Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в Ташкенте, по лицензии американского Douglas DC-3.
Затем направляемся в замок Шаакен. В нем останавливались царь Петр I и будущая императрица Екатерина I. В настоящее время в замке ведутся восстановительные работы, особенно мило смотрятся пластиковые стеклопакеты в стенах которым почти 700 лет.
Также здесь проводятся экскурсии. Представлена экспозиция средневековых орудий пыток.
Откровенно говоря, экспозиция очень скудна и качество исполнения экспонатов особо не впечатляет.
Абсолютно все автомобильные дороги области выложены брусчаткой и обсажены деревьями. Корни деревьев укрепляют фундамент дороги, а кроны деревьев позволяют скрыть перегоны военной техники от воздушной разведки. Большая часть крупных автодорог уже заасфальтирована, но безмолвные «последние воины вермахта» на обочинах дорог продолжают уносить жизни простых людей. В случае экстренной ситуации на дороге - кроме как в дерево, больше ехать некуда.
Полесск (до 1946 года - Лабиау). Еще в городе можно посмотреть водонапорную башню 1907 года и Орлиный разводной мост, который в темноте решили не фотографировать.
Сохранившиеся рельсы узкоколейной железной дороги в поселке Большаково (Кройцинген).
Далее приезжаем в Советск (до 1946 года - Тильзит), город с огромным количеством узких улиц с односторонним движением. Останавливаемся на ночлег в главной гостинице города. 1000 рублей за двухместный номер. Главной достопримечательностью города является мост Королевы Луизы через реку Неман, на нем расположен пограничный переход в Литву. Впрочем, никто не запрещает переплыть реку на надувной лодке.
Следующим пунктом у нас город Неман (Рагнит).
Здесь сохранились руины орденского замка крепости Рагнит построенного в каменном в варианте в 1409 году.
Размеры внутреннего двора замка впечатляют.
На невысоком холме сохранилась одна из башен Бисмарка. Всего по области было построено четыре таких башни.
До наших дней сохранилось только две. Башни были построены в начале 20 века как обыкновенные смотровые площадки.
Кстати, про навигацию. В эту поездку компания Автоспутник совместно с Штурманн предоставила нам автомобильный навигатор Shturmann Link 300. Удивительно, но в нем присутствовали все существующие автомобильные дороги Калининградской области, порой я по привычке пропускал указания навигатора и старался ехать по более накатанной дороге, но в результате приходилось возвращаться назад. А прокладывание маршрутов очень помогло нам сэкономить время на дорогу между достопримечательностями. У навигатора еще есть встроенный GSM-модуль, что позволяет подгружать POI и информацию о пробках в реальном времени, попробую потестировать это в Москве.
Далее на нашем пути был город Краснознаменск. Кроме танка ИС-3 достопримечательностей в городе нет. Смотреть не на что.
Гусев (до 1946 года - Гумбиннен ), доставшийся СССР в качестве трофея Второй Мировой войны, расположен на реке Писсе. На фото - Дом с часами-курантами, бывшее здание правительства округа.
Жилой квартал.
Река Писса.
А теперь Черняховск, крупный районный центр области. На фото - католический храм святого Бруно.
Замок Инстенбург основанный в 1336 году - город рыцарей. Замок тевтонского ордена, был мощным военным укреплением, практически все походы ордена из Восточной Пруссии начинались с него. Разрушен во время войны.
Контраст типовых панельных домов с немецкой брусчаткой.
Подвал замка.
В летнее время на территории замка проводятся фестивали и рыцарские турниры. В уцелевшей части здания находится музей с экспонатами найденными при раскопках, а также подробная экспозиция связанная с историей самого замка.
Неподалеку от замка Инстенбург в Черняховске есть руины еще одного замка. Георгенбург был основан в 1350 году как епископский замок.
В послевоенные годы замок пришел в аварийное состояние, хотя в его флигелях продолжают жить люди, старый парк запущен. Недавно здесь был пожар.
Единственное, что восстановлено — конный завод. Это ведущий репродуктор лошадей ганноверской, голштинской и тракененской пород. При заводе есть даже гостиница и ресторан.
В остальном же, вся восточная часть Калининградской области позволяет окунуться в прошлое. И самое главное то, что в этом прошлом есть жизнь.
Вторая из двух уцелевших башен Бисмарка. Если башня в первой части разрушалась естесственным путем, то этой однозначно помогли. По крайней мере три нижних лестничных пролета выломаны основательно и без веревки подниматься наверх рискованно.
Направляемся на юго-запад. На всех автомобильных дорогах обсаженных деревьями ограничение скорости — 70 км/ч, впрочем здесь быстрее и не поездишь. Кстати, основу автопарка Калининградской области составляют ауди и фольцвагены 70 - 80-х годов, иногда встречаются и японские автомобили тех же годов выпуска.
Мазурский канал. Канал был построен между 1764 и 1776 годами по инициативе обер-президента тогдашней Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта. Это бывший судоходный канал соединяющий бассейн реки Преголи и Мазурские озёра.
После войны канал не восстанавливался, однако довольно хорошо сохранился до наших дней и в случае возможного восстановления будет служить хорошим подспорьем русско-польскому туризму.
Всего существует несколько шлюзовых камер, мы побывали на насосной системе шлюзов в Георгенфельде.
Размеры сооружения впечатляют.
На этом шлюзе самая глубокая шахта - 15,5 метров.
Нижние ворота шлюза.
Затем мы заглянули на ГЭС в Курортном. Законсервирована, как я предполагаю энергопотребителей по области достаточно мало, следовательно и нет необходимости в дополнительной ГЭС.
Далее путь в Железнодорожный. Долгожданное фото нашего автомобиля :) На дереве на заднем плане видно Омелу, вечнозеленое растение-паразит напоминающее птичье гнездо.
Помимо очередных руин замка и мельницы в Железнодорожном на центральной площади можно посмотреть на фахверковые дома. Эта немецкая технология каркасного строительства уходит в далекое прошлое. Впрочем, это не единственные фахверковые дома в области.
Вот примерно такую картину можно наблюдать в любом поселке калининградской области. Почти все кирхи в полуразрушенном состоянии.
Ну и разумеется аисты.
Заброшенный аэродром Нивенский. Аэродром брошен и полностью разворован, неживые Су-27 догнивают в Чкаловске. Размеры аэродрома впечатляют, а количество ангаров для военных самолетов практически невозможно сосчитать.
Далее. По территории Калининградской области проходит недостроеный автобан «Кёнигсберг—Берлин». Он обходит стороной населённые пункты и упирается в польскую границу. Достроить его немцам помешала война, а для русских он и не нужен. Уложили асфальт на одну из полос и достаточно.
А это - Берлинский мост, перекинутый в 1935 году через Новую Преголь и взорванный немцами в ночь с 29 на 30 января 1945 года. Мост являлся частью автобана, идущего в обход Кенигсберга. В начале 1970-х годов одна из полос движения была восстановлена, и сейчас мост находится на трассе окружной дороги вокруг Калининграда у поселка Октябрьское.
С высоты открывается неплохой вид.
Самое сложное было спустится по наклонной плоскости обратно.
Проездом через центр Калининграда, вид на юбилейный мост и рыбную деревню.
И приезжаем в Светлогорск. Сразу на побережье.
Вот она - Балтика. Даже лебеди плавают.
Панорама.
Заселяемся в гостиницу и отправляемся ужинать. День был насыщен впечатлениями, а завтра их будет еще больше...
В последний день у нас было свободное время примерно до 19 часов, когда мы должны были прибыть в аэропорт Храброво, вернуть прокатный автомобиль и успеть зарегистрироваться на рейс. На ночь в Светлогорске мы остановились в частной гостинице неподалеку от гостевого дома Гофмана.
И разумеется ранним утром осмотрели макет Кенигсберга.
Который выполнен с отличной детализацией.
Затем отправились на побережье, неспешно прогуливаясь по аккуратным улочкам Светлогорска.
Променад на побережье и солнечные часы.
Скульптура Нимфа, с которой очень любят фотографироваться туристы.
Светлогорск находится на холме и имеет достаточно крутой спуск к морю. Впрочем здесь и побережье очень маленькое и в летний сезон не очеь приспособлено для купающихся туристов. Слева видно лифт закрытый на реконструкцию, подальше 5-ти звездочный отель, за которым находится маленькая канатная дорога.
Вообще Светлогорск, это эдакая «Калининградская Рублевка». Дорого и красиво, разве что туристов много. Не найдя где позавтракать мы отправились в Янтарный. По пути решили заехать на мыс Таран, находящийся на территории военной части. Рядовой на КПП сходил созвонился с начальником и тот без проблем дал добро на проезд на территорию военной части людям вооруженным фототехникой.
Здесь находится старый немецкий маяк, сюда нас к сожалению уже не пустили.
Доехалии до Янтарного. Русалка на южном въезде в город.
В Янтарном мы продолжили поиски места где можно поесть. Заглянув в парочку ресторанов нас не очень удовлетворили цены, а местные жители порекомендовали столовую Инклюз при комбинате, где каждый набрал себе огромный обеденный поднос и всего 200 рублей за двоих.
Отправившись на осмотр карьера янтарного комбината нас заодно пригласили на экскурсию в ювелирный цех комбината и подробно рассказали обо всех этапах обработки янтаря. Об этом можно прочитать в подробнее в отдельной записи.
А затем устроили экскурсию по городу. Вот пляж «Шахта Анна». Вообще в городе сейчас активно развивается туристическое направление. Например те же экскурсии на янтарном комбинате появились только в августе прошлого года, в городе готова вся туристическая инфраструктура включая разнообразные развлечения, как например дайвинг-центры на затопленном немецком карьере. Еще на летний сезон запланировано огромное количество мероприятий, главным из которых является Первый международный чемпионат по ловле янтаря, посвященный 300 летию создания Янтарной комнаты, пройдет он 22 августа.
А для любителей пляжного отдыха Янтарный подойдет намного лучше Светлогорска, ведь здесь есть настоящий и достаточно широкий пляж.
Далее мы в спешном порядке понеслись завершать осмотр достопримечательностей, т.к. экскурсия на комбинат была достаточно продолжительной. Заехали взглянуть на большое поле вентиляторов.
Проехав мимо Зеленоградск, помчались в самую дальнюю часть Куршской косы. Чуть было не уехали в Литву, но заметив погранзону развернулись. Сбегали на смотровую площадку неподалеку от озера Лебедь и посмотрели на Балтийское море.
И отправились по маршруту Высота Эфа.
Мы уже опаздывали к назначенному времени в аэропорт, быстро заехали в магазин за продуктами и перекусили в пути. В связи со строящейся магистралью пришлось сделать небольшой крюк, а еще заехать за заправку, но в аэропорт мы успели вовремя.
Все, остался только перелет домой и путешествие можно считать завершенным. Еще раз подведем итоги. Всего 48 часов пребывания в области, основное внимание уделялось непопулярным туристическим достопримечательностям. Проехали 800 километров на прокатном Renault Logan со средним расходом 7,4 литра.
Проживание стоило от 1000 до 1600 рублей за двухместный номер (сейчас, в сезон, дороже), продукты в магазинах дешевле чем в Москве, кафе/рестораны в зависимости от месторасположения, но адекватными считаются цены примерно на 30-40% ниже московских.
Экскурсии, музеи и пр. в большинстве стоят от 50 до 100 рублей. Местное население крайне доброжелательно и всегда придет на помощь в любой ситуации. То, что вы приехали из Москвы для них будет удивлением, и никому даже не придет в голову мысль «Вот, зажравшиеся москвичи понаехали тут».
Учитывая отделенность области от остальной территории Российской Федерации, проще всего добираться сюда на самолёте. Можно конечно на пароме из СПб, либо проходить границу пусть даже с транзитной визой на поезде или автомобиле. Но это сложно и дороже авиаперелёта.
Учитывая невысокие цены, огромнейшее количество достопримечательностей, отсутствие лиц кавказской национальности я считаю провести здесь летний отпуск в сто раз лучше, чем «как обычно» ехать в Сочи.