Бородинская битва – переломное событие войны 1812 года. И она же – самое кровопролитное сражение из тех, что велись до того времени человечеством. По подсчетам учёных, ежечасно в бою погибало более 2,5 тысяч человек. Такие потери противоборствующих сторон красноречиво свидетельствуют о том, что обе армии считали сражение судьбоносным и не собирались уступать.
Битва под Бородино стала началом конца как непобедимой ранее наполеоновской армии, так и самого французского императора. Подвиг русских воинов, показавших образец доблести и мужества, свято чтят благодарные потомки.
Памятников Бородинскому сражению в России много. Среди них – станция Бородино, расположенная в Можайском районе. Станция появилась на карте в 1869 году при строительстве железной дороги Москва – Брест. Вокруг станции быстро вырос поселок Бородино, который не нужно путать с легендарным селом, находящимся от него на расстоянии 4-х километров.
Станция расположена в непосредственной близости от знаменитого Бородинского поля, в местах, где в годы Отечественной войны 1812 года находился левый фланг русской армии. Неудивительно, что в 1903 году в здании станции был открыт первый настоящий музей, увековечивающий память о великой битве.
Вид на станцию Бородино с Утицкого кургана. 1911 год.
Идея создания экспозиции принадлежала группе служащих Московско-Брестской железной дороги. Они обратились к начальнику дороги Ф. Ф. Мецу и начальнику службы движения К. А. Чаплину со своим предложением, которые поддержали его и выделили необходимые для создания музея денежные средства.
Церемония открытия была довольно скромной и состоялась 11 февраля 1903 года. Тогдашний начальник станции П. П. Богданович стал первым хранителем музея. Он же передал в дар собственную коллекцию личных вещей, оружия и портретов участников Отечественной войны 1812 года, ставшую основой экспозиции.
После открытия музея станция Бородино стала официальной начальной точкой экскурсионного маршрута, разработанного Центральной экскурсионной комиссией.
Станция Бородино. 1911 год.
Экспозиция музея.
Столетие Отечественной войны, пришедшееся на 1912 год, праздновалось очень пышно. Специально к этой дате музей перенесли в небольшое здание, стоящее около станции.
Тогда же была построена отдельная железнодорожная ветка, ведущая от станции Бородино прямо на Бородинское поле. По ней на празднование столетнего юбилея проезжал император Николай II и высокопоставленные гости. В 20-е годы прошлого века экспозицию забрали из ведения железной дороги и передали Бородинскому военно-историческому музею.
Великая Отечественная война не обошла стороной эти края. На Бородинском поле вновь велись ожесточенные бои. Здание станции в октябре 1941 года было полностью разрушено. Оно было вновь окончательно отстроено только в 1953 году. Место, на котором вырос новый вокзал, находится немного в стороне от того, где изначально располагалась станция Бородино. В новом здании не было предусмотрено место для музейной экспозиции.
С течением времени и этот вокзал обветшал и в начале 2000-х годов подвергся реконструкции. При её проведении особо учитывалась необходимость создания нового туристического маршрута. Открытие обновленного вокзала состоялось в 2002 году.
Станция Бородино.
Сегодня Бородино – это особая подмосковная станция. Оно выделяется уже цветом здания. В основном, на этой железной дороге все вокзалы и станции выполнены в зеленых тонах, здесь же – здание песочного цвета, украшенное памятными знаками. Внутри постройки – зал, посвященный памяти Музея 1812 года.
К сожалению, в настоящий момент (август 2015 года) музей на станции закрыт. По словам сотрудников станции: «не работает, не работает даже по праздникам, будет ли когда-нибудь работать неизвестно». Вероятно, после прошедшего 200-летия «новый туристический маршрут» уже никому не нужен...
Маленькая станция с необычной историей – особое место. Это своеобразные ворота, через которые проходит каждый, приехавший на легендарное Поле русской славы. Здесь особенно остро чувствуется живое дыхание истории, которую создавали наши предки. И даже в наш автомобильный век, это всё же лучшее место для начала экскурсии по Бородинскому полю.
Станция Бородино.
В статье использованы фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. С. М. Прокудин-Горский - русский фотограф, химик (ученик Менделеева), основатель школы цветной фотографии в России. В начале 20-го века объехал множество российских губерний, фотографируя достопримечательности, природу и людской быт.