Скажу пару слов и покажу десяток фотографий из последней поездки. Маршрут был такой: Москва - Соловецкие острова - Санкт-Петербург. Три канала, три озера, пару рек и одно море - все это мы увидели за 11 дней.
День первый: Москва-Волга
Участок мне и вам хорошо знакомый, я месяц назад выкладывал подробный фотопутеводитель по этому району, поэтому показывать особо и нечего. Первый день был посвящен раздумьям о погоде и охоте на комаров.
Солнце, облачность, дождь, дождь с градом переходящим в снег и обратно - все на что богата июньская природа на этом маршруте, все это мы увидели и прочувствовали. Одним словом, не май месяц.
Теплоход "Белинский" тоже идет на Соловки, но в отличии от нас он подойдет сразу к причалу острова, так как имеет мореходный класс. В ранние годы своей молодости он рассекал просторы Черного моря в Измаиле и Одессе, а потом тихо гнил в Киеве.
Расход "земляков" на канале. Наш теплоход "Анатолий Папанов" имеет ростовскую прописку, встречный "Новиков-Прибой" тоже оттуда. Поморгать палубным освещением друг другу - святое дело.
День второй. Калязин - Рыбинское водохранилище
Участок от Дубны до Углича выглядит так. Опять же все хорошо изведанное и до скукоты знакомое, переснятое много раз. За годы, даже десятилетия, ничего не меняется, все как было так и остается.
Лубочно-"аля-рюсный" Углич встречает туристов, как всегда, бесконечным коридором палаток с разным барахлом, вызывающим ощущение, что идешь по оптовому рынку, нищенок в тряпье и ряженых в розовые кокошники.
Впрочем, в этот раз пришлось удивится. По совету зашли в новый музей гидроэнергетики. Что сказать, не ожидаешь тут, в смысле в Угличе, такое увидеть. Очень красивый музей, с массой интерактивных экспонатов. Для неспециалистов в гидро, да и просто энергетике, это будет лучшим наглядным уроком. Особо порадует музей детей.
Мышкин все хорошеет. Был два года назад - береговая линия выглядела совершенно по-другому.
А в деревне Глебово, на правом берегу Волги, выше Мышкина, за два года ничего не изменилось.
Вечер на Рыбинском водохранилище незаметно перешел...
...в утро следующего дня на Шексне.
А затем яркое и солнечное утро растворилось в тумане. (7-й шлюз Волго-Балтийского канала в п. Шексна)
При всей моей нелюбви к рыночно-круизному Угличу стоит отметить, что на маршруте Москва-Питер есть место и похуже. Вот оно - пристань Горицы на реке Шексна. Отсюда туристов направляют либо в Кирилло-Белозерский, либо в Ферапонтов монастырь. Там, конечно же, есть что посмотреть. А сама стоянка выглядит как хорошая иллюстрация к термину "оптово-продовольственный рынок начала и середины 90-х".
Сам Кирилло-Белозерский монастырь поражает каким-то особым течением времени: здесь оно не бежит, а вяло перетекает, и кажется его можно потрогать рукой и взять с собой про запас. Ведь, бывает, очень нужны такие моменты.
Церковь в Крохино, на южной границе реки Шексны и Белого озера, уже которое десятилетие наглядно показывает, что в споре "вода и камень, лед и пламень", победа воды над камнем очевидна.
Река Ковжа, вологодская Хуанхе, цвет воды темно-коричневый из-за глинистых берегов. Соединяет Белое озеро с трассой Волго-Балтийского канала. Даже в солнечный день здесь сумрачно и тоскливо из-за низких берегов, заросших низким кустарником, чередующимся с болотами. И конечно, огромным трафиком проходящих судов.
День четвертый. Онежское озеро
Идем дальше на север, за день прошли путь от 6-го шлюза ВБК до середины Повенецкого залива на севере Онежского озера, успев зайти еще на 6 часов в Петрозаводск. Примерно за день километраж составил чуть более 400 км. День в картинках выглядел так.
Утром шлюзы (№4 ВБК).
Потом города (Вытегра при подходе со стороны ВБК).
Леса (порт Вытегры у шлюза №1 ВБК).
Реки (река Вытегра у Онеги).
Озера (гроза на Онежском озере).
Снова города (Петрозаводск конечно же).
Ну и конечно разнообразная и разноцветная флотилия.
День пятый. Беломорско-Балтийский канал
Таким нехитрым образом мы добрались до Беломоро-Балтийского канала. Что такое ББК, если представить его в картинках?
Девятнадцать шлюзов (увы, оригинальных, деревянных в этом году уже не осталось).
Несколько крупных озер (Радуга на Выгозере).
Несколько рек (Пороги на Выге в Беломорске, к судоходству естественно не относящиеся).
Красивая природа.
В том числе и "наземная часть".
Сильно контрастирующая с видом городов.
А потом была финальная точка, точнее поворотная, нашего маршрута - Соловки. В хорошую погоду там очень красиво.
В плохую не очень. Нам особо повезло с погодой. Дул освежающе-пронизывающий "ветерок", от которого укрыться было негде. В кремле было холодно, как в холодильнике, он еще не прогрелся после зимы, в поселке кроме магазинов и музея юнг (кстати очень хороший музей!) и зайти некуда. На пристани кроме туалета ни какого другого защищенного от ветра места нет.
А потом была обратная дорога по Белому морю, от островов в материковую Кемь, где, как и по дороге туда, нас хорошо покачало, предоставив каждому оценить свои возможности вестибулярного аппарата. Самым популярным местом на теплоходе "Василий Косяков" был туалет, который не справлялся с потоком желающих. Точнее, с потоком от желающих.
Хорошо всем известные Кижи.
Лесная река Свирь.
...и бескрайняя Ладога.
Остров Валаам с его живой природой.
...и вечером последнего дня, окрашенным в цвета солнца, тонувшего в Ладоге.
А утром 11-го дня пути был уже Питер.
С его разводными мостами.
...горящими колоннами.
И обратной дорогой домой.