Хасанский район Приморского края, пожалуй, одно из лучших мест в России. Побережье Японского моря на мой взгляд гораздо круче, чем Черноморское побережье. Просто доехать до Владивостока легко и скучно, поэтому гораздо интереснее посмотреть на природу вокруг. Мы сворачиваем на трассу А-189 и едем в Хасан — самый южный посёлок в восточной части России, расположенный в непосредственной близости с Северной Кореей.
Из Уссурийска сворачиваем на трассу А-189 и доезжаем до посёлка Барабаш. В Барабаше поворачиваем к морю, в посёлок Приморский. Асфальт закончился.
Тёплое Японское море в бухте Перевозная. Погода так себе — всё небо затянуто облаками, но при этом вода по ощущениям теплее воздуха. И это в сентябре.
Едем дальше — село Безверхово и бухта Гека. Справа за кадром на горизонте находится Владивосток.
По грунтовым дорогам возвращаемся обратно на трассу А-189 и почти сразу же сворачиваем в Славянку, центр всего Хасанского района.
Наша цель полуостров Брюса.
А точнее говоря — мыс Брюса.
На котором расположен маяк Бюссе и одноименный поселок с населением 7 человек.
После этого едем в посёлок Андреевка. Это огромная зона отдыха, пользующаяся популярностью не только у жителей Приморского и Хабаровского краёв, но и смежных областей. В сезон номера сдаются здесь за какие-то космические деньги — по 5-6 тысяч рублей за двухместный номер в сутки, но в сентябре цена всего 1500 рублей. Все, у кого дома расположены на первой линии у воды — переоборудуют их в мини-гостиницы. В одной из таких гостиниц мы и поселились.
Утром следующего дня начинаем изучение окрестностей. У нас в распоряжении всего лишь универсал повышенной проходимости, поэтому серьезным бездорожьем решено не увлекаться. Хотя бездорожья здесь более, чем достаточно. Особенно в сезон, когда на легкодоступных пляжах даже негде упасть яблоку.
Для начала отправляемся в бухту Витязь. Всего 8 километров хрен знает какой дороги (максимальная скорость 20 км/ч, средняя - 8 км/ч), онборд видео есть на странице виртуального путешествия. Почему колеса остались целыми после этой дороги для меня осталось загадкой.
А ехали сюда ради Военного дельфинария ВМФ СССР. Рядом с которым стоят остатки корабля Саламандра, в трюм которого я эффектно навернулся, чудом ничего себе не сломав (и даже не разбив фотоаппарат, который держал в руке).
А вот и сам дельфинарий. Здесь изучали природные способности морских животных – белух, сивучей, ларг, тюленей и морских котиков. Их обучали для обнаружения подводных диверсантов, мониторинга экологически опасных природных объектов и обследования глубоководных трубопроводов и кабелей. Такими же исследованиями занимались в диаметрально противоположной части России — в Мурманском Морском Биологическом Институте (ММБИ).
В 1998 году станцию ликвидировали, коллектив и оставшихся животных (сивучи и пять белух) перевели в Утришскую бухту.
Общий вид бухты Витязь. Дельфинарий видно в правом углу.
А это вид из бухты в Японское море. На переднем плане мыс Таранцева, за ним — одноименные острова.
Едем дальше.
Это Рисовая бухта, рядом с Андреевкой.
Многочисленные базы отдыха.
Бухта Троицы.
Она названа в честь праздника православной церкви — Святой Троицы, именно в этот день офицеры экспедиции подполковника корпуса флотских штурманов В.М. Бабкина производили обследование данного участка побережья и обнаружили бухту.
Переезжаем на противоположную сторону бухты Троицы, в Зарубино. Это вид на Андреевку. Обратите внимание на сотни, нет — тысячи пляжных домиков для туристов. Я боюсь представить какое количество людей здесь отдыхает летом.
А вы знаете, что Mazda привозит свои автомобили в Россию, не на пароме в Финляндию (как делает большинство Японских автопроизводителей), а через вот этот морской порт в Зарубино. Новые Mazda3 поступают сюда из Хиросимы или завода Хофу, а затем по транссибирской магистрали перевозятся в центральную Россию.
Гавань Силач и полуостров Зарубина с одноименным посёлком. Эдакий город—остров.
Рельеф в Хасанском районе на любой вкус — тут и степи и горы.
Посёлок Краскино, вид с возвышенности от памятника героям Хасана. Отсюда начинается дорога к китайской границе — городу Хуньчунь.
В Краскино проживает 3,5 тысячи человек. На горизонте видна бухта Экспедиции.
После вооруженных боев в 1938 году между Японской императорской армией и РККА из-за споров о принадлежности территории у озера Хасан и реки Туманная, на Крестовской сопке в Краскино был установлен памятник.
После Краскино асфальт заканчивается.
А вот и Хасан — самый южный населённый пункт Дальнего Востока России. Здесь есть одноименная железнодорожная станция после которой можно увидеть мост «Дружба» через реку Туманная, по которой проходит граница между Россией и КНДР. Ввиду отсутствия каких-либо торговых отношений с Северной Кореей — на железнодорожной станции затишье.
Отметка в самой южной точке Приморского края была чисто символической. Олроуд за две экспедиции в 2009 и 2010 годах пересёк Россию по диагонали — от Дальних Зеленцов на Кольском полустрове до Хасана в Приморском крае.
Пора возвращаться обратно. После Краскино поворачиваю в Посьет. Это небольшой посёлок на мысу между бухтами Экспедиции и Новгородская.
Невероятно красивый закат на бухтой Экспедиции.
А после захода солнца стало еще лучше.
На обратном пути в Андреевку. Сюда обязательно стоит вернуться.