Фотографическое описание всей трассы канала имени Москвы. От Северного речного вокзала до Дубны: порты, шлюзы, памятники, интересные сооружения. Примечательные факты о канале и фото.
В Москве находится два речных вокзала: северный на Ленинградском шоссе и Южный в районе Нагатино. 90% речных круизов начинаются или заканчиваются на северном речном вокзале.
Отсюда теплоходы отправляются в Санкт-Петербург (один из наиболее популярных маршрутов), по Волге до Астрахани и Ростова-на-Дону, на Урал, в Пермь и Уфу и на Белое море к Соловецким островам.
Здание Северного речного вокзала, построенного к открытию Канала Москвы в 1937 году, венчает шпиль со звездой, раньше находившейся на одной из башен Кремля. По плану шпиль на время навигации должен был поднимался, в межсезонье - опускаться, но эту операцию проводили крайне редко. В 2008 его опустили и больше не поднимали.
Так как здание является памятником архитектуры и охраняется государством оно, естественно, находится в ужасающем состоянии. По крайней мере с внешней стороны. Внутри получше: большинство помещений отремонтировали арендовавшие там места туркомпании. С 2010 года здание перешло в управление к ФГУП Канал Москвы и было закрыто на реконструкцию.
Причалы северyого речного вокзала после открытия несколько раз удлиняли и теперь их протяженность составляет чуть более километра. Большая часть отдана круизным судам, небольшой пятачок занимает прогулочный флот.
С пассажирским портом соседствует грузовой порт. Так как он занимает весьма привлекательное место на берегу то существовало уже несколько проектов по его закрытию и возведению там жилых комплексов и торговых центров. Но пока не сложилось.
Северный порт принимает насыпные и генеральные грузы, сейчас туда завозят нерудные материалы для строительства: песок, гравий. Еще в Москве находятся два порта: почти разрушенный западный в районе Сити и южный. Туда возят такие же грузы, в южный еще привозят периодически оборудование и уголь. В обратную сторону из Москвы везут либо металлолом в Череповец, либо вообще ничего. Раньше увозили оборудование, машины и все возможные товары.
Ближе к кольцевой автодороге находится Портохладокомбинат, существующий с 1959 года.
На противоположенной стороне Химкинского водохранилища находится район Северное Тушино и парк, где открыт музей ВМФ. Первоначально музей должен был быть в центре Москвы, у Парка Горького.
В составе его экспонатов подлодка "Новосибирский комсомолец", приведенная в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска.
Экраноплан "Орленок" с Каспийского моря (с июня 2007 года).
У причалов Портохладокомбианата с октября 2003 года стоит СКР "Дружный", прибывший в Москву из Калининграда. Он должен был также войти в состав экспонатов музея, но по ряду причин этого не произошло. Летом 2008 года "Дружный" на одну ночь был арендован под корпоративную вечеринку и с помощью буксиров его потаскали по водохранилищу вдоль причалов.
Знакомство с вокзалом, портом и окрестностями закончено и можно отправиться в путь по Каналу Москвы. Рейс пассажирского теплохода до Питера занимает 7 дней, до Астрахани 10, до Ростова 12, до Перми или Уфы около 7 дней, в одну сторону со стоянками.
* * *
Канал имени Москвы - до 1947 канал Москва — Волга, соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской области, к северу от Москвы. Начинается от Иваньковского водохранилища (здесь шлюз № 1 и Иваньковская ГЭС с плотиной и дамбами) и соединяется с Москвой-рекой в Москве, в районе Тушино. Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.). Построен в 1932—1937. Первые 74 км канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположено 5 гидроузлов (№ 2 — 6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции; суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъём в 38 м.
* * *
Первым на пути мы проходим мост Ленинградского шоссе. Это уже второй мост построенный в этом месте через канал: первый был разобран в 70-х годах. В 2009 году рядом с существующим было начато строительного еще одного моста-дублера.
Вид на Канал со следующего моста МКАДА. На фото - главный герой фильма "День выборов". На борту "Сергея Абрамова" проходили почти всей действия этой комедии.
Железнодорожный мост Октябрьской дороги.
Слева и справа, по берегам канала, находятся несколько заградворот. В районе города Химки №73, затем №121. В процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта, либо в случае аварийной ситуации выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.
Мост Савеловской железной дороги.
Гарантированная глубина на канале - 5.5 метра, например такие глубины почти на всем протяжении канала от Темпов до Икши. В районе Химки - Водники и Темпы - Дубна находятся самые глубокие участки (9-11 метров). 17.5 метров у шлюза №1 в Дубне, 23 метра у причалов Водного стадиона в Москве.
После Водников суда проходят под мостом Дмитровского шоссе, затем по 5 водохранилищам и соединяющим их участкам канала.
Заградворота №114.
Яхт-клуб поселка "Аврора".
Заградворота №108 разделяющих Икшинское и Пестовское водохранилища.
Через пять часов после отправления из Москвы теплоход подходит к первому на пути шлюзу - №6 в Икше.
На башнях шлюза № 6 установлены фигуры (скульпторы Р.Р. Иодко, Д.П. Шварц, А.И. Тенета), венчающие колонны, обращенные к шлюзному входу и образующие вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Здесь применены мемориальные доски (архитектор Г.Г. Вегман).
Шлюзовая камера.
Ворота.
Над камерой проходит пешеходный мост, с которого удобно смотреть за шлюзованием и фотографировать. Добраться сюда можно электричкой с Савеловского вокзала (40 минут до станции Икша).
29.
В прямой видимости от шлюза №6 находится шлюз №5: вид на этот участок с пешеходного моста.
Перед шлюзом, со стороны Москвы, скульптура аналогичная той, что стоит и в Москве, в парке Северного речного вокзала. Скульптор Ю.А. Кун.
Справа находится насосная камера.
Камера шлюза №5. Архитектор - Д.Б. Савицкий: Башни верхней головы шлюза имеют форму, напоминающую каменные подпорные гидротехнические сооружения. Простота форм, широкие глади стен, прорезанные арками проемов, полное отсутствие орнамента и декоративных элементов делают башни монументальными, а применение на башнях круглых ротонд с колоннами придает сооружению в целом легкость и необходимую высоту.
После шлюза №5 канал пересекает автомобильный мост в районе станции Морозки (участок Московского Малого Кольца).
Затем справа в канал впадает река Скородайка.
На северной и центральной трассе канала расположено несколько пристаней, в настоящее время уже не использующихся. Ранее здесь осуществлялись местные пассажирские перевозки и работали скоростные суда.
В прежние время на канале работало от 7 до 9 паромных переправ. В настоящее время осталось всего две в северной части. Все остальные либо полностью разобраны, либо представлены в таком виде.
Ночью, у причальной стенки шлюза №4.
Камера шлюза №4 (архитектор А.Л. Пастернак) днем. Вид при движении со стороны Москвы.
Между шлюзом 4 и 3 канал снова пересекает железнодорожный мост Савёловского направления.
Слева, после моста и перед шлюзом №3 находится водосброс в речку Яхрома.
Северные башни шлюза №3 украшены декоративными парусными кораблями-каравеллами, выполненными из красной меди в крупном масштабе и копирующие корабль Колубма "Санта-Мария". Архитектура гидроузла В.Я. Мовчаном.
Общий вид шлюза №3. Во время Великой Отечественный войны шлюз был взорван советскими войсками при отступлении, так как немцы смогли прорвать оборону и захват такого важного стратегического сооружения был не допустим. После войны шлюз восстановили.
Сразу за шлюзом находится Яхромский автомобильный мост, построенный в 2005 году. Прежний мост, построенный в 1937 году был разобран в 2004-м.
Порт города Дмитрова ориентирован на грузоперевозки. Несколько лет назад отсюда осуществлялись прогулочные рейсы по Каналу в сторону Дубны на судах типа "Москва".
По северной границе порта проходит Рогачёвский автодорожный мост ведущий в Дмитров.
Следующим через десяток километров канал пересекает Татищевский мост, построенный в 1996 году. За поворотом находится поселок Орево, заградворота №103 и берега украшенные белыми фигурами пионеров.
Участок от шлюза №3 до шлюза №2 один из самых длинных (5-6 часов перехода) и разнообразных: трасса канала проходит сначала по насыпи в болотах, то в глубокой выемке.
Шлюз №2 в поселке Темпы.
На башнях шлюза установлены скульптурные группы (скульпторы Ю.П. Поммер, А.А. Стемпковский), изображающие строителей канала. В 2003 у скульптуры красноармейца (в центре) отвалилась голова.
Над архитектурой сооружений гидроузла № 2 работал архитектор В.М. Лисицын.
Вид из камеры вниз, на участок Мельдино-Темпы. Видна (слева) действующая паромная переправа. Трубы по центру - ТЭЦ на Большой Волге (Дубна).
Километраж: точка отсчета находится в Южном порту Москвы.
Участок канала между шлюзами №2 и 1.
Выведенная из работы паромная переправа №2 у деревни Карманово.
Рядом с ней находится интересное гидротехническое сооружение: трассу канала пересекает река Сестра. Она проходит под дном канала в трубах, на глубине более 10 метров. С борта теплохода виден водосброс на правой (по ходу из Москвы) стороне канала.
Водопропускное сооружение реки Сестры слева у подножия насыпи канала: с борта теплохода его не видно.
Через километр на правом берегу находится стела "Дубна": наукоград с институтом ядерных исследований, основанный в 1956 году, недалеко от шлюза №1, на берегу Волги.
Последние ворота на трассе канала - №104.
Конструкция ворот отличается от аналогичных расположенных в других местах: ворота здесь выкатные, а не поднимающиеся. При закрытии ворот, воду на участке от них до шлюза №2 можно сбросить через водопропуск реки Сестры.
Действующая паромная переправа №1 на дороге Конаково - Дубна.
Справа на берегу находится Большой Волжский маяк, недействующий.
Памятник Ленину у шлюза №1.
Южная башня шлюза № 1. Под шлюзом проходит автодорога, соединяющая Старую Дубну и новый город.
Камера шлюза №1 в Дубне. Внизу уже начинается Волга.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.planetadorog.ru/ обязательна.