Достижения в области авиации и космонавтики всегда имели особое значение для России. Поэтому появление Дома авиации и космонавтики в Москве как историко-научного и музейного учреждения было предопределено. Сегодня, спустя десятилетия с момента открытия, музей впечатляет богатством своих фондов. Несмотря на кажущуюся простоту экспозиции и отсутствие модных технологий, Дом авиации и космонавтики (вместе с легендарным Монино) является главным хранителем авиационной истории России.
История Дома авиации и космонавтики
Музей расположен в здании начала XX века и открылся в 1927 году. В его создании принимали участие известные общественные деятели, военные, представители власти. В годы после революции задача оказалась непростой и требовала огромного труда.
Изначально музей располагал четырьмя отделами, включая химический и авиационный. При нём открыли мастерскую по изготовлению макетов и фототеку. В 1987 году здание пришлось закрыть на реконструкцию (оно сильно обветшало), а коллекции — демонтировать. Затем наступили непростые 90-е, и многие экспонаты оказались утеряны. К счастью, Дом авиации и космонавтики удалось вернуть к жизни и он продолжает радовать любителей авиации.
Экспозиция музея
Сегодня экспозиция размещена в 9 залах, которые посвящены истории космонавтики и авиации. Здесь можно увидеть макеты самолётов всех эпох и уникальные механизмы летательных аппаратов (от первых до новейших самолётов), собрание авиационных моторов, архивные материалы, снаряжение и продукты питания космонавтов.
Коллекция моделей самолётов поистине уникальна, разнообразна и очень интересна - всего количество моделей летательных аппаратов уже превысило отметку 300 единиц. При этом, стоит отметить, что большинство из них не сохранилось до наших дней, и модели - единственный способ рассмотреть легендарный самолёт.
Восьмимоторный гигант АНТ-20 «Максим Горький».
В залах Дома авиации размещены скафандры, 10 авиадвигателей, средства спасения экипажа, действующие установки для демонстрации принципа действия вертолёта. Конечно, не обошли вниманием и конструкторов, без которых космическая и авиационная слава России была бы невозможна. Им посвящены стенды с биографиями и уникальными архивными материалами. Музей даже располагает первым экспериментальным мотором, сконструированным Анатолием Георгиевичем Уфимцевым. Отдельно стоит выделить и собрание авиационного оружия времён Великой Отечественной войны.
Экспозиция первых советских космических аппаратов.
Особый интерес Главный интерес посетителей вызывает фрагмент кабинета Гагарина. В нём представлены фотографии, скафандр, побывавший в космосе, личные вещи первого покорителя космического пространства и мебель.
Отметим, что Дом авиации и космонавтики регулярно устраивает тематические выставки и вечера, посвящённые выдающимся личностям, организует встречи с ветеранами. А коллекция постоянно пополняется.
В музее также находится обширный магазин для моделистов. Здесь представлено множество моделей самолётов и другой техники, всё необходимое для их сборки. Кроме того, в ассортименте магазина есть тематические плакаты и коллекционные значки.
Где находится Дом авиации и космонавтики
Адрес: Москва, улица Красноармейская, дом 4.
Телефон для справок: (495) 614-41-68.
Проезд: станция метро Динамо или Аэропорт, автобус 110 до остановки «Улица Пилота Нестерова».
Стоимость посещения музея:
100 руб. - дошкольники;
150 руб. - студенты и школьники;
250 руб. - взрослые.
Центральный дом авиации и космонавтики на карте Москвы.
Фотографии экспозиции
Экспозиция, посвящённая авиации СССР 30-х годов.
Самолёт «Страна Советов» был построен для рекордного перелёта Москва - Дальний Восток - Нью-Йорк. Самолёт являлся серийным разоружённым экземпляром бомбардировщика ТБ-1.
Ротативный мотор РОН-80. Выпускался в России до революции.
Двигатель М-11 - один из самых надёжных авиационных моторов, выпускавшихся в СССР.
Часы - макет мотора. Подарены конструктору авиадвигателей Аркадию Дмитриевичу Швецову.
М-34 - первый советский авиационный двигатель с водяным охлаждением, разработанный под руководством выдающегося конструктора Александр Александровича Микулина. Использовался на многих самолётах своего времени.
Зал, посвящённый авиации времён Великой Отечественной.
Авиационные пулемёты и пушки. На переднем плане - ШКАС, самый массовый авиационный пулемёт 30-40-х годов.
Авиабомбы.
Макет истребителя И-16.
Просто вентилятор.
Модель советского тяжёлого транспортного самолёта Ан-22 «Антей». «Антей» - самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Грузоподъёмностm - 60 тонн.
В начале космической экспозиции посетителей встречает Лайка.
Тренировочный вариант кабины «Бурана».
Макеты советских межпланетных станций и стартовый комплекс ракеты «Энергия».
Космический скафандр.
Зал космонавтики.
Пищевой рацион космонавтов.
В дворе музея находится подлинный спускаемый аппарат корабля «Восток», аналогичный гагаринскому. Данный экземпляр использовался для научных спутников.