Лето в Москве тёплой погодой не радовало и было решено отправится куда-нибудь поискать местечко потеплее. Если в Москве +18 и дождь, где искать тепло и солнце? Конечно там, где солнце на небе целый день - в Заполярье. Конечным пунктом избрали полуостров Рыбачий, ведь кроме тепла и солнца для хорошего отдыха необходимо море, а лучше - океан.
И, недолго думая, в конце июля из Москвы в северном направлении выехали три машины с тремя семейными экипажами... Первую палатку было решено поставить на Рыбачем, а по дороге пользоваться благами цивилизации и неспешно осматривать окрестности....
Про дорогу...
Про Ленинградку писать можно много. К счастью, в северном направлении мы проскочили её достаточно быстро, благо выехали рано, да и в рабочий день. Особых новых засад не прибавилось, старые все на месте. На тверской объездной уже во всю ремонтируют мост через Волгу, новгородская объездная пока держится.
Порадовали новые большие BP со всевозможным сервисом. Сразу поступило предложение каждый перегон сопровождать принятием душа и постиркой носков...
Свернули на Кириши... Дорогу на Кириши существенно подлатали, практически ровный асфальт. Участок Кириши - Новая Ладога тоже в приличном состоянии. Ну а дальше, в сторону Карелии, всё прекрасно, за исключением ремонта мостов через Сясь, Пашу и Оять. Даже участок на границе Ленинградской области и республики Карелия сверкает новым асфальтом. В общем, дорога от Москвы до Петрозаводска представляет из себя некий "рабочий момент"...
К вечеру прибыли на карельскую базу отдыха "Деревня Александровка" в 20-ти километрах от Петрозаводска. Расположились в небольшом 3-х комнатном коттедже. Основное достоинство подобных домиков - стоят в лесу, достаточно изолированно друг от друга, машину можно припарковать прямо у крыльца.
Домик в Деревне Александровка. Подробнее о жилье на маршруте - в
отдельной статье.
С едой в Александровке как-то не очень Честно говоря, пообедать в ресторане не довелось из-за празднования там свадьбы. Но если судить по завтраку (плошечка овсянки и пирожок с картошкой), то... Но у нас с собой было... Ужин приготовили в считанные минуты... Да и кушать под сенью мачтовых сосен гораздо приятнее, нежели в каком-то там ресторане!
С утра прогулялись по территории...
Мазай и Зайчиха. Зайчиха грустит, ибо Заяц после вчерашнего... не того... На заднем плане небольшой зоопарк на потеху детям: кролики, гуси, утки.
Можно расположиться и в таких небольших домиках на 2-3 человека. Есть Дома и побольше: на 2-3 семьи.
Деревня Александровка расположена на живописном озере Пертозеро. Но оценить красоту мы не смогли - помешала погода. Кстати, чем дальше на север, тем погода была всё лучше и лучше...
Выдвинулись в сторону Кандалакши. Трасса Кола находится в отличном, по российским меркам, состоянии. И продолжает улучшаться. Движение замедляют несколько участков, где работы еще не завершены. Ну и как обычно, граница Мурманской области и Карелии - там дорога никому не нужна...
Кандалакша
Прибыли в славный город Кандалакша. Оказывается, что помимо отличных хот-догов на Стат-ойле (поедание которых уже является обязательной традицией для всех путешественников), здесь есть ещё и отличный мотель. Мотель "Гора Крестовая"принял нас радушно...
Справка
Кандалакша, город (с 1938 года) в Мурманской области. Ворота на Кольский полуостров. Известна с XI века.
Порт в Кандалакшинском заливе Белого моря, при впадении реки Нива. Железнодорожная станция. Заводы: алюминиевый, опытный машиностроительный, и другие. Лесокомбинат. В Кандалакшинском заливе развито рыболовство - сельдь, треска.
Нива-ГЭС - первая гидроэлектростанция на Кольском полуострове. Дала ток в 1934 году.
В 1984 году за подвиги жителей города, рабочих железной дороги и порта в годы Великой Отечественной войны город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны первой степени.
Население 35000 человек.
В мотеле "Гора Крестовая"очень комфортные, чистые номера. Всё необходимое оборудование присутствует. Подробнее о жилье на маршруте - в
отдельной статье.
Вообще-то мотель "Гора Крестовая" ориентирован на гостей одноименного горнолыжного комплекса. Но работает и в остальное время года. На фото - горнолыжный склон, вид от мотеля. Чуть правее, с крестом - вершина горы, которую мы и бросились покорять после сытного ужина.
Вид с вершины горы Крестовая на Кандалакшинский залив Белого моря. Наверное, где-то там и затерялась деревня Котьма... ;)
Шаманский танцы на закате?
Острова Белого моря. На ближайшем левом острове находится Кандалакшинский лабиринт.
Любимый штурман... мечтает...
Мотель "Гора Крестовая". Кстати, средняя температура июля в Кандалакше 14°C.
Ещё один вид на Белое море с восточного склона горы Крестовой.
Мурманск
От Кандалакши до Мурманска всего 270 километров, которые пролетели незаметно. Дорога хорошая, виды прекрасные. Прибыли в заполярную столицу, разместились в гостинице "Меридиан" и немедленно отправились на Зеленый мыс. Зеленый мыс - сопка в северной части города, на которой расположен мемориал защитникам Заполярья. Кроме того, отсюда можно осмотреть весь город, полюбоваться видами Кольского залива. В этот раз на Мурманск было отведено целых два дня, чтобы осмотреть не только продуктовые магазины, но и другие достопримечательности...
Мурманск
Основан в 1916 году. До 1917 года - Романов-на Мурмане.
Мурманск находится на побережье Кольского залива Баренцева моря. Крупнейший город мира, расположенный за Северным полярным кругом.
Один из крупнейших портов России. Мурманск - начальный пункт Северного морского пути.
В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, рыболовный (траловый, сельдяной, приёмно-транспортный) флот.
Сегодня 90% работы порта - экспорт минеральных ресурсов, главным образом угля. Рыбный порт переживает упадок, в связи с бОльшей перспективностью добычи для внешнего рынка.
Мурманск - крупная железнодорожная станция.
В 1918-1919 годах Мурманск был оккупирован войсками Англии, Франции и США.
Бурно развивался и строился в 1930-е годы.
Во время Великой Отечественной войны в связи с исключительным стратегическим положением немцы планировали взять Мурманск в течение нескольких суток, однако за всю войну не смогли подойти к городу ближе чем на 60-70 километров. Ключевой порт в снабжении Советского Союза по ленд-лизу.
Почти полностью сожжён к 1944 году. По количеству бомбардировок может сравниться только со Сталинградом.
За оборону Заполярья от немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску присвоено звание Города-героя.
Мурманск полностью восстановлен к 1952 году. Значительно расширился в 1970-х годах, но в 1990-х жилищное строительство прекратилось.
Население 304 508 человек. В 1989 году - 472 000.
Город расположен на восточном берегу Кольского залива, на 4 скальных террасах. В Мурманске сильны перепады высот. Самая высокая точка города — 305 метров. В городе много лесов, озер, рек и ручьёв.
Для Мурманска характерны интересные особенности жизни людей - цветовое, ультрафиолетовое и кислородное голодание. Первые две особенности связаны с долгой ( ~8 месяцев ) зимой. В советское время город (элементы архитектуры) активно раскрашивался, повсеместно внедрялись солярии ( особенно в детских учреждениях ). Кислородное голодание связано с плохим усвоением кислорода организмом из-за небольшой влажности и повышенной ионизации воздуха.
Вид на северную часть Мурманска и Кольский залив.
Вечный огонь у мемориала защитникам Заполярья.
Памятник неизвестному солдату. "Алёша".
Высота памятника 35 метров. Выше только "Родина-Мать". Памятник открыт в 1974 году.
Почему "Алёша"? Вероятно, из-за того, что во время строительства монумента была популярна песня о болгарском "Алёше"... Этот памятник - символ Мурманска и его гордость.
На Зеленом мысу располагалась одна из зенитных батарей, прикрывавших Мурманск. Поэтому в составе мемориала есть зенитные орудия.
Угольный порт Мурманска. Этакая чёрная дыра, куда проваливаются тысячи вагонов с углём Печоры и Кузбасса...
Жилые районы Мурманска. Слева вверху 1970-1980-х годов, внизу справа - 1950-х.
Если спуститься с сопки вниз, то можно пройти к другому памятнику. Это мемориал "Морякам, погибшим в мирное время". Кстати, от "Алёши" до центра города примерно час неспешным шагом...
Центр мемориала - башня-маяк. Внутри находится зал памяти, в котором установлены мемориальные плиты честь погибших моряков разных флотов: подводного и надводного флота, рыболовного и ледокольного, а также в честь лётчиков морской авиации. Зал памяти открыт с 11.00 до 17.00 в среду, четверг, пятницу и с 10.00 до 17.00 по выходным дням. Немного выше маяка расположен храм Спаса-на-Водах.
Памятник неоднократно переживал нападения вандалов. Портили таблички, срезали буквы. Честно говоря, кажется, что это закономерно...
А флотский ли город Мурманск? За 3 дня пребывания в городе, один из которых - день Военно-Морского Флота, мы не встретили ни одного военного моряка. Конечно, скажете вы: они все в Полярном, Североморске, а Мурманске все в гражданке... И денег нет доехать...
Но вот 2 цитаты.
Из местной газеты: "...Памятник «Курску» осквернили? – удивились нашему звонку в угрозыске Ленинского округа Мурманска. – А где он находился?..."
На ресепшене гостиницы спросили у барышни - где парад, салют, веселье? "А что такое? - День ВМФ - Аааа. Да нет, тут вроде ничего не бывает..."
Что тут думать...
Под корабельным якорем замурована капсула с водой Баренцева моря
Спускаемся вниз, к центру... Здания послевоенной постройки.
Мемориал покорителям Арктики. Когда-то один из наиболее известных и значимых памятников Мурманска. Задуманный в 1930-х годах, открытый в 1975 году, мемориал постепенно разрушается. На 4 постаментах, входящих в мемориал, изображены легендарные корабли: шхуна «Святой Фока», на которой ушел в свое последнее плавание Георгий Седов, первый в мире ледокол «Ермак», прослуживший почти 60 лет ледокол «Красин», первый в мире атомный ледокол «Ленин».
Часть мемориала, барельеф ученого-полярника, ледового капитана и летчика, изрядно деформировалась. Надпись осыпалась. И может даже к лучшему, что всё заросло деревьями...
Памятник первому в мире ледоколу "Ермак" у стены Мурманского краеведческого музея. Ледокол верой и правдой служил России 64 года - с 1899-го по 1963-й.
Центр Мурманска. Площадь 5 углов.
Иногда кажется, что Мурманск остался в 90-х. Например, когда видишь валютчиков у Макдональдса, дежурящих там с утра до вечера.
На следующий день опять отправляемся гулять по Мурманску. В планах посещение атомного ледокола "Ленин", Мурманского краеведческого музея и Океанариума...
Путь к "Ленину" лежит через Мурманский вокзал. Необходимо перейти через все железнодорожные пути.
Уголь, уголь, уголь... Мурманск - крупнейший российский порт, отправляющий уголь за границу. Иногда город погружается в облака угольной пыли.
Вот здесь он и стоял. Позвонили в контору, которая раньше устраивала экскурсии: "Ленина" поставили в ремонт. - А вернётся? - Должен. - А когда? - Неизвестно... Вот так - обещаешь сыну показать ледокол, везешь его за 2000 километров. И на тебе... Предупреждать надо!
Уже когда писал отчёт, выяснилось - вернулся, пишут местные газеты: «Один из главных символов страны вновь на месте. Ледокол "Ленин" пришвартовался на морвокзале.»
И очень хорошо. При Хрущеве пустили на переплавку огромное количество знаменитых и интересных кораблей. Какие были бы музеи: линкоры, ледоколы, крейсера... Вот знаменитую
"Арктику" всё пытаются спасти от утилизации - сайт
Спасём ледокол « Арктика ».
Вот здесь еще
очень интересно об "Арктике".
Памятник жертвам английско-французской интервенции 1918—1920 годов. Здесь захоронены 24 человека, погибших в каторжной тюрьме, устроенной англичанами в Йоканьге. Памятник использовался как трибуна во время октябрьских парадов. Ну и сейчас не простаивает.
Мурманский краеведческий музей
Старейший музей Мурманска и области. Основан 17 октября 1926 года.
Пожалуй лучший краеведческий музей, из тех, что приходилось видеть. Музей - энциклопедия Кольского края. Никакой путеводитель не даст столько информации, причем в очень простой, наглядной и интересной форме.
Геология Кольского полуострова, сухой аквариум, в котором представлена вся фауна(ну без китов конечно ;)) и флора Баренцева и Белого морей, животный мир Мурманской области, история края с древнейших времен, освоение Северного Ледовитого океана, полярные одиссеи Челюскинцев, Папанинцев, модели ледоколов, детали кораблей, оружие... всего не перечислишь. Музей обязателен к посещению!
Здание музея - памятник истории. Построено в 1937 году как типовая средняя школа, в годы Великой Отечественной здесь размещался госпиталь.
Один из залов музея, посвященный дикой природе Мурманской области.
Часть экспозиции о Великой Отечественной войне.
Реконструкция интерьера комнаты Мурманского рабочего
Стенд, посвященный ледоколу "Ермак" и освоению Северного морского пути.
Кстати, на злобу дня...
Россия стремительно теряет свои преимущества самого короткого пути из Европы в Азию. В недалеком прошлом, транзитная перевозка грузов по Севморпути была исключительной прерогативой России (СССР). У нас были ледоколы и транспорты, капитаны и команды, наработанные трассы и методики, спасательная и метеорологическая инфраструктура. Всё это давало возможность проводить по Северному морскому пути караваны судов любого тоннажа.
В настоящий момент трасса Северного морского пути активно осваивается другими странами.
Недавно Китай выступил с сенсационными заявлениями о планах освоения российских полярных владений. Первый китайский ледокол "Снежный дракон" прошел по Северному морскому пути в 2012 году. Летом 2013 года состоялась первая коммерческая проводка судов. Интересно , что Китай уже обладает 4-мя ледоколами, пригодными для работы на Севморпути, а также некоторым количеством сухогрузов и контейнеровозов ледового класса. Да и Европа не остаётся в стороне, планируя построить специальные порты для приема и обслуживания судов, использующих Севморпуть.
Статистика показывает, что если в 2010 году по Севморпути прошло 4 иностранных судна, то в 2013 году Россия выдала разрешение на проход 400 судов. Интерес к такому маршруту вполне понятен - плавание через Суэцкий канал в Китай или Японию дольше на 2 недели. Кроме того, обстановка в Египте и сомалийские пираты тоже не способствуют нормальному судоходству.
В настоящий момент Россия обладает 2-мя (!) ледоколами, пригодными для работы на Севморпути - "Ямал"(спущен на воду в 1992 году) и "50 лет Победы" (строился с перерывами с 1989 по 2007 год).
Остальные ледоколы подобного класса уже утилизируются, хотя по оценкам отдельных специалистов, некоторые из них можно было бы модернизировать. Или хотя бы оставить как музеи, напоминающие о том, что когда мы могли... Существует план постройки 3-х новых атомных ледоколов к 2021 году...............
Что ни экспонат, то реликвия...
Кольский острог. Построен в начале XVIII века по приказу Петра I. В 1854 году, во время Крымской войны, Кольский острог был полностью разрушен английским корветом «Миранда». Сгорел и выдающийся памятник деревянного зодчества - Воскресенский собор. Кстати, капитан этого корвета, Эдмунд Лайонс, вскоре участвовал в штурме Севастополя. Англичанка гадит...
Поморские санки. Ни грамма пластика, ручная работа.
Экспозиция, посвященная дрейфующей станции СП-1, под руководством И.Д.Папанина.
Покидаем музей и спешно отправляемся в Мурманский океанариум. Сеансов там, из отсутствия желающих, не очень много, можно не попасть.
Мурманский океанариум
Мурманский океанариум - самый северный океанариум в Европе, а также единственный аквариум, где изучаются арктические тюлени. Открыт в 1996 году.
В океанариуме можно увидеть представление с участием нерпы, морского зайца, серых и гренландских тюленей.
Перед представлением можно зайти пораньше и посмотреть через прозрачную стену на плавающих тюленей. После шоу можно сфотографироваться в обнимку с кем-нибудь из обитателей океанариума.
Конечно, Мурманский океанариум не сравнится с грандиозными европейскими комплексами, рассчитанными на сотни туристов, с красочными шоу, большим количеством морских животных... Мурманский океанариум небольшой, примерно на 30 зрителей. Но очень душевный и пользуется неизменной популярностью у детворы. Может как раз потому, что общение с животными очень близкое...
Если планируете посещение - лучше позвонить накануне и уточнить насчет времени и наличия билетов
Сайт Мурманского океанариума.
Мурманский океанариум
Кольчатая нерпа Кнопа. Можно погладить.
Серый тюлень Филя.
Серые тюлени Кай и Даша.
Морской заяц Дик.
В связи с установившейся хорошей погодой ещё раз посетили Зелёный мыс, чтобы запечатлеть панораму Мурманска в более жизнерадостных тонах.
Закупились. Правда среди воды, туалетной бумаги, яиц и йогуртов совсем незаметно "еды мужской, 2кг". Ну да разберемся...
Машины загружены и блестят от предвкушения...
Прощаемся с Мурманском. Держим путь на запад, туда, куда смотрит "Алёша"...
Часть вторая. Долина Славы - Хребет Муста-Тунтури.
Ссылки по теме: