В июне 2015 года в Подмосковье прошёл форум «Армия - 2015». Про экспозицию в парке «Патриот» мы уже рассказывали. Теперь предлагаем вашему вниманию фоторепортаж о выставке авиационной техники на аэродроме «Кубинка».
Аэродром в Кубинке.
Немного истории этого замечательного и знаменитого аэродрома.
1933 год - строительство. На аэродроме начинает базироваться 89-й отдельный авиаотряд 5-го механизированного корпуса.
1938 год - в Кубинке базируются недавно сформированные 11-й и 24-й истребительные полки.
22 июля 1941 года - 11 истребительный авиаполк вступил в бой с немецкими бомбардировщиками во время налёта на Москву.
1 декабря 1941 года - в бой вступил батальон аэродромного обслуживания. Батальон участвовал в ликвидации немецкого прорыва от Наро-Фоминска на Кубинку.
1943 год - на аэродроме базируется 48-й гвардейский авиационный полк дальней разведки, выполнявший особые задания Ставки Верховного Главнокомандования.
Июнь 1944 года - на аэродроме формируется 1-й чехословацкий истребительный авиаполк.
Февраль 1949 года - 29-й гвардейский истребительный авиаполк, базирующийся на аэродроме, первым в ВВС СССР получает и начинает осваивать истребители МиГ-15.
1950-е годы - в Кубинке проводятся лётные и наземные показы авиационной техники делегациям иностранных государств.
1974 год - аэродром в Кубинке полностью в распоряжении 234-го истребительного авиаполка. Ранее, здесь также базировались 32-й и 274-й авиаполки.
1992 год - в Кубинке создаётся Центр показа боевой техники.
2015 год - аэродром входит в состав Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных сил России «Патриот».
Одна из машин пилотажной группы «Русские Витязи», которая базируется в Кубинке.
Обратите внимание на эмблему ЦПАТ, орденские ленты и год основания. А так же на флаги стран, где выступали «Русские Витязи».
История Центра показа авиационной техники начинается с 1938 года, когда был сформирован авиаполк, дошедший до наших дней, пусть и в немного изменённом виде.
19-й Проскуровский Краснознамённый истребительный авиационный полк. Сформирован в 1938 году. Основу полка составляли лётчики, прошедшие Гражданскую войну в Испании.
Орден Красного Знамени полк получил за доблесть и мужество, проявленные во время Финской войны.
Почему Проскуровский - в 1944 году за проявленную доблесть и мужество при освобождении города Проскуров (сейчас - Хмельницкий) приказом Верховного Главнокомандующего полку присвоено почетное наименование Проскуровского.
176-й Гвардейский Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского истребительный авиационный полк.
Новый номер полк получил из-за присвоения в августе 1944 года звания «Гвардейский».
Орденом Александра Невского полк награждён за обеспечения прорыва немецкой обороны под Ковелем, а Орденом Кутузова - за бои по взятию Берлина.
За время Великой Отечественной войны лётчики полка совершили более 8500 боевых вылетов и уничтожили около 450 самолётов противника.
Полк расформирован в 1960 году.
234-й Гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского истребительный авиационный полк.
Частично сформирован из лётчиков 176-го полка. По ходатайству трижды Героя Советского Союза Кожедуба, который воевал в 176-м полку, все регалии были переданы 234-му полку.
237-й Гвардейский центр показа боевой техники (в него 234-й полк переименован в 1992 году).
Полное современное название:
237-й гвардейский Проскуровский Краснознамённый орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники имени И. Н. Кожедуба. Именно в состав 237-го ЦПАТ входят пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи».
Выставка авиационной техники
Ка-31. Под фюзеляжем видно сложенная антенна.
Вертолет радиолокационного дозора Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха соединений боевых кораблей. Обеспечивает обнаружение воздушных и надводных целей и автоматическую передачу информации на корабельные пункты управления или комплексы ПВО.
Вертолёт Ка-226. Потомок знаменитого «универсала» Ка-26.
Ка-52. Многоцелевой ударный вертолёт. Потомок «Чёрной акулы».
Ми-35М - глубокая модернизация Ми-24. Новый двигатель, новые стеклопластиковые лопасти несущего винта, новый автомат перекоса, неубирающиеся шасси (для облегчения аварийной посадки), двуствольная пушка ГШ-23Л калибра 23 мм.
Ми-35М стоит на вооружении России, Венесуэлы, Бразилии и Азербайджана.
Ми-28Н «Ночной охотник». Ударный вертолет, который предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники.
30-мм автоматическая пушка 2А42 и 1.5 тонны на внешней подвеске. На Ми-28Н выступает пилотажная группа «Беркуты».
Ми-26 - самый грузоподъемный в мире серийный вертолёт. 82 солдата с полным снаряжением и вооружением. 20 тонн груза в фюзеляже или на внешней подвеске. Кстати, диаметр лопастей на несколько метров больше размаха крыла лайнера Boeing 737.
Первый полёт Ми-26 совершил в 1977 году. Выпускается до сих пор. На счету вертолёта множество международных рекордов, в том числе и с женскими экипажами.
Самолётную экспозицию открывали машины дальней (или стратегической) авиации.
Под крылом Белого лебедя.
Ту-160, «Белый лебедь». Самый скоростной, самый большой, самый мощный, самый тяжёлый и самый красивый бомбардировщик за всю историю авиации.
Для справки: этот борт назван в честь дважды Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Александра Александровича Новикова. В 1943-1946 годах Новиков был командующим Военно-воздушными силами СССР, а в 1953-1955 годах командовал Авиацией дальнего действия.
Вооружение - 12 крылатых ракет в 2-х барабанных установках или 40 тонн бомб.
Кстати, сейчас в строю 16 Ту-160. В мае 2015 года Президент России поручил возобновить производство этих машин и до 2020 года поставить в войска не менее 50 единиц.
"...В планах министерства обороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2, будет практически новым самолетом... По составу бортового радиоэлектронного оборудования, по составу вооружения, которое он будет нести, это будет принципиально новый самолет, и его боевая эффективность возрастет не менее чем в 2,5 раза по сравнению с нынешним..." - сообщил 1 июля 2015 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов.
Ту-95МС «Саратов».
Стратегические бомбардировщики Ту-95МС составляют основу дальней авиации России. Основное вооружение - крылатые ракеты Х-55. Бомбардировщик может нести до 16 таких ракет - 6 в барабанной установке внутри фюзеляжа и 10 на внешней подвеске.
Первый полёт бомбардировщик Ту-95 совершил в 1952 году. Однако, современная его модификация, Ту-95МС, начала производится в 1981 году. Интересно, что двигатель НК-12, которым оснащается самолёт, фактически является парой двигателей, установленных друг за другом. Пара винтов на каждом двигателе вращается в разные стороны.
А-50.
А-50.
А-50 - самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Разработан на базе военно-транспортного самолёта Ил-76МД.
А-50 предназначен для обнаружения воздушных целей и кораблей, передачу информации о них на командные пункты Вооружённых Сил. Самолёт сам может быть командным пунктом и может служить для управления группировками истребительной и ударной авиации. А-50 может сопровождать более 300 воздушных целей, обнаруживать запуски баллистических ракет оптическими средствами на дистанции 800 км, обнаруживать самолёты противника на дистанции 300 - 700 км (в зависимости от размера). Морские цели А-50 обнаруживает на любом расстоянии в пределах радиогоризонта.
Из-за английской аббревиатуры ( AWACS - Airborne early Warning and Control System - Авиационная система раннего предупреждения и управления) все подобные самолёты часто называют «Аваксами».
Ил-76 - основной самолёт военно-транспортной авиации. Грузоподъёность - до 50 тонн. Может садиться и на грунтовые аэродромы.
Примечательно, что самолёт может нести и бомбовую нагрузку - на подкрыльевых балочных держателях. Оснащён Ил-76 и бомбовым прицелом.
Ту-22М3 - дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Максимальная скорость - 2300 км/ч, максимальная бомбовая нагрузка - 24 тонны.
Именно на Ту-22М3 Кузьмич отправлял свою коровку на дальний кордон.
Ту-134 УБЛ. Учебный бомбардировщик лётчика, "летающая парта" дальней авиации, создан на базе пассажирского лайнера.
Данный самолёт принадлежит Тамбовской авиабазе, которая возникла на обломках Тамбовского высшего военного авиационного училища лётчиков имени М.М. Расковой, которое было расформировано в 1995 году. Именно на самолётах Ту-134 УБЛ курсанты обучались полётам на Ту-22М3 и Ту-160. Кстати, самолёт - учебно-боевой и может нести на внешней подвеске почти тонну бомб.
Ан-12.
Ан-12.
Ан-12 - однин из самых красивых и удачных самолётов советских/российских ВВС.
Именно с вводом в строй Ан-12, позволявшим производить массовое десантирование и перевозку техники, началось полноценное развитие Воздушно-десантных войск. Полезная нагрузка Ан-12 - 90 солдат или 60 парашютистов или 20 тонн груза.
Самолеты Ан-12 различных модификаций долгое время составляли основу военно-транспортной авиации страны. Большую международную известность Ан-12 принесли полёты на дрейфующие станции «Северный полюс» и более 40 мировых рекордов.
Самолёт стоял и стоит на вооружении во множестве стран. Например, в Индии, в 1960-х годах, Ан-12 использовался даже как ночной бомбардировщик. Кстати, самолёт может нести до 9 тонн бомб.
Ту-214ОН. Самолёт предназначен для наблюдательных полётов в рамках договора «Открытое небо». Ту-214ОН. оснащён цифровым аэрофотокомплексом, радиолокатором бокового обзора, инфракрасной и телевизионной наблюдательной и фиксирующей аппаратурой.
Учебно-боевой самолёт Як-130.
Многоцелевой всепогодный истребитель корабельного базирования МиГ-29К . Предназначен для завоевания господства в воздухе и уничтожения наземных/надводных целей в интересах задач авианосного соединения. Максимальная скорость - 2300 км/ч, максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - 4500 кг. МиГ-29К относится к поколению «4++» и должен составить основу палубной авиации ВМФ.
Ещё одна модификация МиГ-29 - истребитель МиГ-29СМТ.
На истребителях МиГ-29 выступает пилотажная группа «Стрижи». Кстати, современные модификации МиГ-29 носят названия МиГ-33 и МиГ-35.
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31МБ. Максимальная скорость - 3000 км/ч. Может перехватывать цели, летящие со скоростью до 6500 км/ч, крылатые ракеты и даже низколетящие спутники.
МиГ-31МБ.
Многоцелевой истребитель четвёртого поколения Су-27СМ.
Кстати, именно на Су-27 впервые была выполнена фигура высшего пилотажа «Кобра». На этих машинах выступает пилотажная группа «Русские Витязи».
Тяжёлый двухместный истребитель поколения «4+» Су-30СМ.
Су-35 - сверхманёвренный многоцелевой истребитель поколения «4++». Имеет двигатели с управляемым вектором тяги. Для того, чтобы именоваться «истребителем пятого поколения» Су-35 не хватает только применения технологий «стелс». Су-35 является глубокой модернизацией истребителя Су-27 - новые двигатели, новая РЛС, новый информационно-управляющий комплекс.
Су-35.
Фронтовой бомбардировщик Су-24. Один из старейших самолётов в составе ВВС - принят на вооружении в 1975 году и серьёзно не модернизировался. Су-24 считается сложным в управлении самолётом и имеет очень высокие показатели аварийности.
Двухместный истребитель-бомбардировщик Су-34. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов.
Интересно, что кабина самолёта представляет из себя герметичную бронекапсулу. В кабине, размеры которой позволяют экипажу перемещаться по ней, есть туалет и мини-кухня.
Штурмовик Су-25.
Су-25 тоже является ветераном - первый полёт был совершен в 1975 году. Однако, самолёт получился очень удачным. Неоднократно модернизировался. Имеет высокую живучесть, например, двигатель выдерживает попадание 23-мм снаряда. На Су-25 может применяться большое количество видов современного ракетно-бомбового вооружения. Штурмовик поставлялся более чем в 25 стран, а недавно ВВС России объявили о возобновлении закупок этого самолёта.
Ан-140 - транспортно-пассажирский самолёт, разработанный на смену легендарному Ан-24. Самолёт стал более современным, менее шумным и более экономичным. Самолёт серийно производился на Самарском авиазаводе, но использовал комплектующие, поставляемые Харьковским авиазаводом. В связи с крахом украинской авиапромышленности производство Ан-140 в России было прекращено.
Кубинский аэродром.
Ил-38Н - дальний противолодочный самолёт. Создан на базе турбовинтового пассажирского лайнера Ил-18.
Ил-38Н может выполнять задачи и в качестве морского патрульного самолёта электронной разведки. Самолёт оснащен бортовым комплексом "Новелла", способным обнаруживать цели на расстоянии до 320 километров.
Данная машина носит имя Радия Петровича Попковского, главного конструктора ОКБ Ильюшина.
Ан-26 - военно-транспортный самолёт. Является модификацией пассажирского лайнера Ан-24. Может перевозить до 40 человек или 5,5 тонн груза.
Ан-26 является очень популярным самолётом в самых различных странах. Всего было выпущено более 1400 единиц.
Интересно, что самолёт имеет 3 двигателя - 2 турбовинтовых и 1 турбореактивный. Турбореактивный двигатель установлен в правой мотогондоле и служит для увеличения тяги при наборе высоты, при взлёте с горных аэродромов и для запуска основных двигателей.
Авиационная экспозиция в Кубинке.
Демонстрационные полёты
Многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50, он же - ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Разрабатывается в ОКБ Сухого для замены Су-27.
Пилотажная группа Липецкого авиацентра.
Пилотажная группа Липецкого авиацентра.
Пилотажная группа Липецкого авиацентра.
Пилотажная группа «Стрижи».
Пилотажная группа «Стрижи».
Пилотажная группа «Стрижи».
Пилотажная группа «Стрижи».
Пилотажная группа «Русские Витязи».
Пилотажная группа «Русские Витязи».
Пилотажная группа «Русские Витязи».
Пилотажная группа «Русские Витязи».
Пилотажная группа «Русские Витязи».
Пилотажная группа «Русские Витязи».
Пилотажная группа «Беркуты».
Пилотажная группа «Беркуты».
Пилотажная группа «Беркуты».
Пилотажная группа «Беркуты».
Пилотажная группа «Беркуты».
Армия-2015 - экспозиция в парке «Патриот».