В конце мая 2015 года в районе города Муром Владимирской области проходили учения инженерных войск. Форсирование 250-метровой реки - довольно зрелищное мероприятие, и мы предлагаем фоторепортаж о том, как через Оку переправлялись не только 40-тонные танки, но и 100-тонные стратегические ракетные комплексы.
Официальное название проводимого мероприятия было : "Тактико-специальные занятия с военнослужащими инженерных подразделений по выполнению задач инженерного обеспечения при форсировании водных преград. Для выполнения задачи привлекалась армейская и штурмовая авиация. В ходе занятий была отработана переправа учебного образца подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс» с грузомакетом при помощи понтонного парка двойной ширины ПП-2005."
Поясним:
Занятие на местности - форма тактической и тактико-специальной подготовки личного состава в полевых условиях. Целями занятия на местности являются выработка навыков в организации боевых действий, управления огнём, управления частями и подразделениями, выработка приёмов и способов ведения действий на поле боя, выработка умения обращаться с оружием и военной техникой, а также навыков их применения.
И что же такое Инженерные войска:
Инженерные войска - специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий частей, соединений и объединений всех видов вооружённых сил. Инженерные войска состоят из соединений, частей и подразделений различного назначения: инженерно-сапёрных, понтонно-мостовых, штурмовых, мостостроительных, переправочно-десантных, маскировочных, инженерно-строительных и многих других.
В бою Инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения различной инженерной техники и инженерных боеприпасов.
Основными задачами Инженерных войск являются: подготовка и содержание путей для выдвижения войск, обеспечение форсирования водных преград, обеспечение преодоления заграждений и разрушений, возведение и маскировка фортификационных сооружений, устройство заграждений (в том числе и минно-взрывных) на направлениях движения противника, инженерная разведка местности, оборудование пунктов управления, добыча и очистка воды.

Легенда учений: противник отошёл на восточный берег Оки и пытается занять оборону. Мотострелковые части при помощи инженерных подразделений форсируют реку и развивают наступление. Переправу прикрывает с воздуха авиация.

На занятый противником берег выдвигается боевой разведывательный дозор.

На вооружении дозора - новейший БТР-82А.

Переплыв реку за несколько минут разведчики приступили к выполнению боевой задачи.

Под прикрытием вертолётов реку форсирует группа инженерной разведки.

Разведчик с миноискателем проверяет место выгрузки техники.

Удар про противнику наносят истребители-бомбардировщики Су-34.

Переправа маскируется дымовой завесой.

Ударный вертолёт Ми-24П.

На исходный берег выходят плавающие транспортёры ПТС-2.

ПТС-2 способен перевозить по воде 12 тонн груза.

Выход на берег.

На исходном берегу начинается сборка понтонов.

Санитарный плавающий транспортёр эвакуирует раненных.

Вертолёты прикрывают переправу.

На Урал погружен буксирно-моторный катер БМК-460. Именно такие катера буксируют понтоны с грузами и удерживают наплавные мосты.

В воду входят самоходные паромы ПММ-2.

Двойной паром из ПММ-2 способен переправлять груз весом до 85 тонн.

На пароме из 6 ПММ-2 переправился взвод гусеничных минных заградителей.

Задача этих машин - установка минных полей на возможных направлениях атаки противника. Километровое противотанковое минное поле за 10 минут - вполне рядовая задача.

Начинается сборка наплавного моста.

Транспортёр ПТС-2 выставляет береговое звено моста.

Герой Спитака и Чернобыля - инженерная машина разграждения (ИМР). По плечу любые завалы и разрушения. На заднем плане - путепрокладчик БАТ-2, предназначен для расчистки дорог и колонных путей.

Катера буксируют звенья наплавного моста.

К переправе готовится стратегический ракетный комплекс «Ярс».

Паром двойной ширины грузоподъёмностью 170 тонн, составленный из звеньев понтонного парка ПП-2005.

На самом деле это не пусковая установка, а одна из машин ракетного комплекса - топливозаправщик. Но по массо-габаритным характеристикам они полностью совпадают.

Понтоннный мост через Оку готов.

Длина моста - более 250 метров.

Первыми по мосту проходят танки Т-72.

Грузоподъемность понтонного моста - 60 тонн. Столько может весить одна единица техники.

Проходит колонна боевых машин пехоты.

Понтонёр указывает направление движения механику-водителю.

Путепрокладчик возвращается на исходный берег.

Учения закончились, враг разбит, вся техника вернулась на исходный берег.
Инженерные войска полностью выполнили поставленную задачу, переправив мотострелковые подразделения через широкую реку. Мосты были наведены в полном соответствие с положенными нормативами.
Успехом увенчалась и новая задача, выполненная в интересах РВСН - переправа стратегического ракетного комплекса «Ярс».
Подробнее об учениях инженерных войск и о характеристиках военной техники, участвовавшей в учениях можно прочитать здесь.