Чернобыль манил меня давно. Куча прочитанных статей, просмотр фотографий в блогах — все это рисовало в моей голове всякие легенды, и всё больше толкало к тому, чтобы поехать самому посмотреть эту мифическую станцию. Будучи на Украине вот уже 1,5 года, я постоянно предлагал друзьям туда съездить, но все как-то вяло реагировали на такие предложения.
И вот друг случайно обмолвился, что собирается наведаться в Чернобыль на экскурсию. Я тут же решил сесть ему на хвост, ибо не простил бы себе, если бы свалил из Украины, так и не посетив это место.
Нужно сказать, оно того стоило.
Есть несколько способов посетить Чернобыль. Первый — это поехать туда своим ходом, одному или с друзьями. Второй — поехать туристом, ибо экскурсии в Чернобыль давно уже поставлены на коммерческие рельсы. И тот и другой способ подразумевают бесцельное шатание по городу, фотографирование одних и тех же мест, с небольшими вариациями, и последующим выкладыванием тонны однообразных фоток, коих уже тонны в сети.
Нам выпал гораздо более интересный способ, такой простой, но который мало кому выпадает, и в этом вся его прелесть. Когда я спросил у друга, с кем мы едем в Чернобыль, он ответил: «с местными». Что это значило, и какой это шанс, я понял уже во время поездки.
«Местные» это те, кто ранее жил в Чернобыле или в Припяти, и теперь время от времени возвращаются в родной город навестить места своего детства. За один день я узнал столько интересного о том далёком 86-м, сколько не накопать ни в одном Интернете. Именно в этом и была вся прелесть поездки.
Но для начала мифы, которые это путешествие развеяло.
Миф первый: отдалённость Чернобыля от больших городов.
Я почему-то всё время представлял, что такие объекты, как АЭС, должны находиться на максимальном удалении от больших городов, чтоб уж если бабахнет, так с минимальными потерями. Как бы ни так.
Достаточно было взглянуть на карту перед самой поездкой, как я поразился логике проектировщиков: чернобыльская АЭС стоит всего в каких-то 150 км. от Киева.
Тогда, в 86-м, подуй ветер в сторону столицы сразу после взрыва, как пришлось бы эвакуировать весь город. К этому, кстати, и готовились, только «пронесло». На авто мы добрались до зоны за каких-то 2 часа.
Миф второй: непосещаемость.
Из рассказов блоггеров у меня была уверенность в том, что в зону аварии ездят разве что чекнутые искатели радиации на свою пятую точку (вроде меня), а нормальные люди ближе, чем на 30 км к этой зоне не подойдут. Ещё как подойдут!
Первый контрольный пункт на дороге к станции — это зона III: 30-километровый периметр вокруг АЭС. На подъезде к КПП выстроилась такая вереница машин, что я даже и представить не мог: притом, что машины пропускались через контроль в 3 ряда, мы отстояли около часа, дожидаясь своей очереди.
Причина тому — активное посещение бывшими жителями Чернобыля и Припяти в период с 26 апреля до майских праздников. Все они едут либо на прежние места жительства, либо на кладбища, или «на гробки», как тут ещё говорят.
С этого места начинает активно сказываться действие радиации: многие тачки начисто глохнут, и водилы толкают их вручную. (на снимке: _ink засунув руки в карманы интересуется о том, когда будет обед, в то время как его друзья, теряя сознание, пытаются завести с толкача поражённый радиацией автомобиль)
Миф третий: закрытость.
Я был уверен, что все подъезды к АЭС тщательно охраняются, и никого, кроме обслуживающего персонала, туда не пускают, а проехать внутрь зоны можно, только дав на лапу охранникам. Ни фига подобного.
Через КПП, конечно, просто так не проедешь, но менты лишь выписывают на каждую машину пропуск, с указанием кол-ва пассажиров, и езжай себе, облучайся.
Говорят, что раньше ещё и паспорта спрашивали. Кстати, детей до 18 лет в зону не пускают.
Дорога к Чернобылю окружена с двух сторон стеной деревьев, но если приглядеться, то среди бурной растительности проглядывают заброшенные полуразвалины частных домов. В них уже никто не вернётся.
Миф четвёртый: необитаемость.
Чернобыль, находящийся между 30-ти и 10-километровыми периметрами вокруг АЭС, вполне себе обитаемый. В нём живёт обслуживающий персонал станции и окружностей, МЧС и те, кто вернулись на свои прежние места. В городе есть магазины, бары, и ещё кое-какие блага цивилизации, но нет детей.
Чтобы въехать в 10-километровый периметр, достаточно показать пропуск, выданный на первом КПП. Ещё 15 минут на машине, и мы подъезжаем к АЭС.
Самое время достать дозиметр, которым меня заботливо снабдила мадам, выпросив сий девайс у своего деда, помешанного на такого рода примочках. Перед отъездом я замерил показания во дворе своего дома: 14 мкР/час — типичные показатели для незараженной среды. Кладём дозиметр на траву, и пока делаем пару кадров на фоне клумбы, приборчик себе тихо подсчитывает. Что он там намерял?
Хех, 63 мкР/час — в 4,5 раза больше среднегородской нормы... после этого получаем совет от наших провожатых: ходить только по бетонной дороге, т.к. плиты более-менее очищены, но вот в траву не залезать.
Миф пятый: неприступность АЭС.
Почему-то мне всегда казалось, сама АЭС обнесена каким-нибудь километровым периметром колючей проволоки, чтобы не дай бог какой-нибудь искатель приключений не подошёл к станции ближе, чем несколько сот метров, и не получил дозу облучения.
Дорога приводит нас прямо к центральной проходной, куда время от времени подъезжают рейсовые автобусы, развозящие работников станции — на АЭС и по сей день продолжают работать люди. Со слов наших провожатых — несколько тысяч человек, хотя мне эта цифра показалась слишком высокой, ведь все реакторы давно уже остановлены. За цехом виднеется труба разрушенного 4 реактора.
Площадь перед центральным административным зданием переустроена в один большой мемориал погибшим при ликвидации аварии.
На мраморных плитах высечены имена тех, кто погиб в первые часы после взрыва.
История 1. Сомик Вася
Работа АЭС подразумевает использование большого количества воды, поэтому вокруг станции образована целая сеть каналов и прудов, густо заселённых рыбой. В одном из таких прудов живёт сом по имени Вася, размером с 2 человеческих роста.
Традиция подкармливать сомов пошла ещё со времён строительства станции: работники постоянно приносили им то батоны, то куски колбасы. И то ли от такого усиленного питания, то ли от близости радиации, но пара сомов выросла до гигантских размеров.
Традиция кормить сомов сохранилась и по сей день: все старожилы первым делом едут на этот пруд, и с моста бросают сомам кучу еды. Правда, нам так и не довелось в этот день увидеть самого Васю, видимо он торчал где-то на дне, но вот один его коллега плавал на поверхности: сом длиной 1,5 метра изредка лениво хавал куски хлеба, которые ему бросали.
Мы садимся в машины и едем в Припять — заброшенный город атомщиков. Дорога проходит практически под стенами 4 реактора, буквально в 200 метрах от него. Через дорогу от энергоблоков находится подстанция с ниипическим количеством трансформаторов, изоляторов и проводов. Судя по жужжанию в проводах — подстанция действующая.
Небольшая остановка, и пока народ фотографируется, мы с пацанчиком делаем небольшой замер фона в придорожной траве. 159 мкР/час. Поехали-ка мы отсюда, ребята.
Припять: тот самый мёртвый город. Его строительство началось одновременно со строительством АЭС, и предназначался он для работников станции и их семей. Находится он в каких-то 2 километрах от станции, поэтому ему досталось больше всего. На въезде в город стоит стела. В этой части дороги радиационный фон самый опасный. 257 мкР/час, что почти в 18 раз превышает среднегородскую норму. Другими словами, ту дозу радиации, которую мы получаем за 18 часов в городе, здесь мы получим за час.
Ещё несколько минут, и мы доезжаем до КПП Припяти. Дорога идёт недалеко от ЖД ветки: в былые времена по ней ходили самые обычные пассажирские поезда, например Москва-Хмельницкий. Пассажирам, ехавшим этим маршрутом 26 апреля 1986 года, выдавали потом удостоверение чернобыльца.
В город пускают только пешком, нам так и не удалось выбить разрешение для проезда, хотя у провожатых были удостоверения.
К слову о мифе непосещаемости. Вот фото, сделанное с крыши одной из высоток на окраине города, вблизи КПП: среди деревьев видны машины и автобусы, припаркованные вдоль дороги, ведущей в Припять (фотка была сделана с крыши самой правой из 3 девятин на первом плане).
А вот так выглядела это дорога до аварии, во времена «живого» города.
Чернобыльская АЭС. Мифы Чернобыля. Часть II