Стартовали в 5 утра, сонные и плохо соображающие. По пути я также запланировал несколько объектов к посещению, но они оказались либо закрыты, либо не представляли собой настолько высокую ценность, что стоило ради этого идти два километра в снегу по колено.
Возвращусь к главной цели нашей поездки — изучению полка Ракетных Войск Стратегического Назначения в глухих лесах Калужской области. Мы заранее приготовились к обещанным 5 километрам бездорожья, но на практике Мазда смогла проехать порядка километра, а Элемент мы пинками затолкали еще на 2 километра вперед. Дорога становилась все хуже, поэтому мы решили не рисковать и пойти пешком.
Территория полка огромна, здесь расположены стартовые позиции с тремя шахтами под межконтинентальные баллистические ракеты Р-9А с ядерными боевыми блоками и военный городок для обслуживающего персонала. На боевое дежурство полк заступил в декабре 1964 года.

На подходе к стартовым позициям внезапно появился автокран.

Видать черметчики забыли его здесь с осени.

Везде снег по колено, а мы весело шагаем к стартовым позициям.

Некоторые шахты капитально разрушены.

Глубина около 30 метров, здесь находились ракеты Р-9А на боевом дежурстве около 15 лет.

Затем мы отправились в подземные помещения. Всего здесь порядка 9 этажей.

По льду ходить гораздо приятнее, чем по колено в воде.

Но все равно, далее третьего этажа под землю мы не пошли.

Масштабы подземных ходов поражают.

Все что можно было отрезать — отрезали.

Прилегающая территория. Вот, котельная с большой кирпичной трубой.

Внутри ничего не осталось.

Автобаза с закрытыми воротами.

Ремзона полностью доступна, а вот попасть внутрь гаражей не получилось. Жаль, там очень много интересной техники.

Административные корпуса.

Бараки.

Центральный офис.

Вид с крыши.

Трещины.

Внутри ничего интересного — все украдено до нас.
Вообще, находясь среди этих руин все равно не оценить тот масштаб разрушений, которые могла нанести все лишь одна ракета Р-9А. А всего в окрестностях Козельска таких полков было несколько. Многие уже сровняли с землей, некоторые переоборудовали и затем забросили, а некоторые до сих пор остались на боевом дежурстве.
Интересно, а может надо было взять с собой дозиметр?
Ещё полчаса прогулки на свежем воздухе до автомобилей и обратно в Москву. Объект, несомненно, заслуживает внимания. Наземные сооружения проще изучать летом, а под землей гораздо проще передвигаться по льду.