В городе Рамонь под Воронежем был выстроен дворец в романтическом староанглийском стиле. Стены метровой толщины были сложены из красного «пяточного» кирпича. Добротные камины, великолепные интерьеры комнат… Возвращаясь домой из Дивногорья, мы решили заглянуть в это место.
Евгения Максимилиановна Лейхтенбергская, в замужестве Ольденбургская, родилась 20 марта 1845 года. В 1868 году она выходит замуж за правнука Павла I, русского немца, принца Александра Петровича Ольденбургского. Его отец, Петр Георгиевич, блистал на поприще профессиональной благотворительности при двух императорах, в течение сорока двух лет издержав на это более миллиона рублей!
В 1879 году император Александр II подарил княгине Евгении Максимилиановне имение в поселке Рамонь Воронежской губернии. В 1883 году по проекту архитектора Христофора Нейслера началось возведение замка для супругов.
Проходим мимо Большой башни с балкончиком на втором этаже и смотровой площадкой наверху.
Замок был построен в староанглийском стиле. За три года были возведены стены метровой толщины, а к 1887 году была завершена внутренняя отделка.
После Октябрьской революции хозяйка замка была вынуждена перебраться во Францию, а затем в Канаду. Имение было разорено неким управляющим по фамилии Кох. С 1917 года в нем по очереди располагались казарма, школа, больница, заводоуправление и так далее.
Жизнь в имении замерла после революционных потрясений и отъезда бывших хозяев, но сахарный завод вскоре возобновил свою работу. В годы Великой Великой Отечественной войны фашисты, узнав, что у хозяев замка немецкие корни, отказались его бомбить, разослав листовки: «Дворец бомбить не будем». Во время бомбардировок местные жители стали в нем прятаться.
Заходим внутрь, поднимаемся по лестнице и проходим через удивительно хорошо сохранившиеся старинные двери.
В вестибюле расположен большой камин с красивой лепниной.
Парадная лестница из мореного дуба с удобными перилами восхищает своей простотой и изящностью.
Вначале решили пройтись по первому этажу. В одной из комнат наткнулись на печь, выложенную красивой плиткой.
С конца 1970-х годов замок закрыт на реставрацию. В феврале 2010 года губернатор Воронежской области Алексей Гордеев объявил, что до конца года в Рамонском районе планируется создать туристический центр. В рамках проекта будут произведены строительство гостиницы и реконструкция замка (которая сейчас идет довольно неспешно).
Изразцовая печь, стоящая в углу главного зала.
Поднимаемся на второй этаж. Ступеньки, возраст которых уже более 120 лет, тихо поскрипывают под ногами.
Многие комнаты находятся в аварийном состоянии, с потолка периодически осыпаются толстые куски штукатурки, на некоторых стенах она также отсутствует. На втором этаже было особо не на что смотреть, поэтому мы решили спуститься в подвал.
Старый рамонский дворец хранит воспоминания о происходивших здесь событиях, о людях и о том времени, в котором они жили. В темных углах и переходах прячутся отзвуки легенд, которыми народная молва за прошедшее столетие окружила и сам замок, и бывших его обитателей.
Еще при жизни принцессы ходили слухи, что в подземельях замка она организовала тюрьму, где якобы терзала узников, которых потом отдавали на съедение посаженному там же на цепь медведю.
Теперь уже никто не узнает, правда это или нет, но после переезда в Рамонь принцесса начала увлекаться охотой, а судя по решеткам, в подвале все же держали зверей.
Огромный замок приходилось хорошо отапливать зимой, и в одной из комнат выложена старинная печь необычной конструкции.
Осмотрев подземелья, мы отправились наверх по сохранившейся узкой лестнице.
Массивные двери на втором этаже, оставшиеся еще с «тех времен».
В самом верху Малой башни.
Здесь мы уперлись в дверь, закрытую на замок.
Но после переговоров с охраной у нас оказался ключ, и мы прошли наверх.
Оказывается, чердак представляет собой практически полноценный третий этаж со множеством комнат.
Еще одна лестница, ведущая на второй этаж, закрыта и находится в аварийном состоянии.
По странному коридору мы попадаем в Большую башню.
Наверх ведет старая лестница с очень крутыми ступенями, проходящая через три яруса внутри башни. Стекла выбиты, оконные проемы закрыты полиэтиленом. На подоконниках лежит много мелких монет.
Ну вот, почти у цели. Последний проем...
И мы оказываемся на крыше Большой башни! Отсюда видны ворота с башенками, в одну из которых вмонтированы часы швейцарской фирмы «Винтер», а также домик, названный «свитским корпусом», так как там размещалась прислуга, сопровождавшая знатных особ, посещавших замок. В правой части фото заметен шпиль Малой башни, которая была заперта на ключ. Получается, что мы прошли по чердаку насквозь через весь замок!
Дворец возвышается над краем крутого склона средь зелени деревьев, как сказочный замок, с зубцами по стенам и высокой башней; рядом виден обширный парк, спускающийся к реке. Из грубого известнякового камня там был сложен грот, а над ним возвышалась экзотическая рыбка, изо рта которой текла тонкая струйка воды.
Красивые ступени широким веером шли по парку вниз, к сахарному заводу и кондитерской фабрике, к речным просторам и именному лесу - все это было владениями Ольденбургских. Принцесса построила первую в России конфетную фабрику с применением паровых машин, которая получила название «Паровая фабрика конфет и шоколада» и позднее стала прародительницей Воронежской кондитерской фабрики. Продукция фабрики имела международное признание.
В 1901 году 33-х летний сын Евгении и Александра Ольденбургских Петр женился на 19-летней сестре императора Николая II Ольге. В подарок им неподалеку от замка был построен особняк, прозванный «Уютным». Однако подарок не понравился Ольге, и для молодоженов было куплено соседнее имение, названное впоследствии Ольгино (жаль, в этот раз мы не успели там побывать).
Наверху был очень сильный ветер и, насладившись прекрасным видом, мы решили спускаться вниз. Деревянный столб, который проходит сквозь всю верхнюю часть башни и поддерживает ее крышу, находится в крайне плачевном состоянии. Возможно, скоро сюда нельзя будет залезть.
Еще раз взглянув на вестибюль, мы попрощались с замком и выдвинулись обратно в Москву.
Ну а в районе Ельца на трассе встретили очень красивый закат!
Домой мы вернулись примерно в час ночи, и эти выходные нам надолго запомнятся! Подводя итоги - согласно бортовому компьютеру, за два дня мы были в пути 22 часа 30 минут, проехали 1530 километров и сожгли 153 литра бензина при среднем расходе в 10 литров на 100 километров (с работающим кондиционером). В среднем двигались 100-120 километров в час. Для Элемента с его аэродинамикой кирпича расход меня порадовал (возможно, это из-за того, что я поменял воздушный фильтр и отремонтировал задние тормоза, так как суппорта у меня немного подклинивали).