Ежедневно на Староместской площади, находящейся в историческом центре Праги, каждый час собираются сотни человек, устремляющие свой взгляд на циферблат необыкновенных часов, расположенных на каменной башне. Многие из пришедших вооружены камерами или просто мобильными телефонами для того, чтобы запечатлеть маленькое кукольное представление, которое регулярно показывают фигуры, установленные на курантах.
Эти удивительные часы на протяжении почти 600 лет вызывают восхищение и заставляют людей задуматься о своей жизни.
История строительства Староместской ратуши
В 1338 году произошло важное для жителей Старого места событие: король Ян Люксембургский приказал построить административное здание, где собирался бы городской совет. Для этой цели руководство города выкупило у богатого горожанина частный дом, построенный в раннеготическом стиле в конце предыдущего столетия.
В скором времени его перестраивают, прибавляя еще один этаж и остроконечную крышу. Позднее сбоку здания пристраивают небольшую часовню. Постепенно ратуша продолжает расширяться за счет соседних зданий, выкупаемых администрацией города у местных жителей.
Современный вид Староместская ратуша приобретает только в конце XIX столетия после присоединения к ней дома, носящего название «У минуты».
В данный момент в здании ратуши располагается музей, проходят разнообразные выставки и проводится торжественная регистрация браков.
История курантов Пражской ратуши
В 1410 году на южном фасаде главного здания ратуши появляются астрономические куранты. Творцами их механизма стали Микулаш Кадан и Ян Шиндел. Кадан работал королевским часовщиком, а Шиндел был профессором математики и астрономии и преподавал в университете имени Карла IV.
Согласно преданию, вид часов, изготовленных Микулашем Каданом, настолько поразил представителей городского совета, что те решили лишить его зрения, чтобы нигде в мире он не смог сотворить подобную красоту. Ослепленный Микулаш в порыве отчаяния поднялся на верхний этаж башни и бросился прямо в механизм сделанных им часов, тем самым повредив их.
Спустя примерно 80 лет часы отремонтировал часовщик Ян из Руже. Кстати, благодаря ему часы пополнились календарным циферблатом, а их фасад украсили скульптуры, выполненные в готическом стиле.
Что касается передвигающихся фигур и большинства элементов декора, то они были созданы лишь в XVIII веке.
Поскольку часы были довольно сложным механизмом, к ним приставили смотрителя, который обязан был следить за их работой. Но смотрители не всегда были людьми сведущими в этом непростом деле, поэтому периодически куранты ломались и довольно долго находились в неисправном состоянии.
Большой урон был нанесен часам и всей Староместской площади в период Второй мировой войны. В ходе проходивших неподалеку от Старого места сражений, в мае 1945 года, в здание ратуши попал снаряд, уничтоживший часть исторического сооружения и сильно повредивший башню с курантами.
Последующие три года длились сложные работы по восстановлению здания и часов. К счастью, курантам удалось вернуть прежний вид и восстановить работу всех их механизмов.
Что собой представляют куранты
В верхней части курантов, помимо часового механизма, расположена также и астролябия – старинный прибор для вычисления координат местности. С помощью этой астролябии можно узнать точное расположение небесных светил (Солнца и Луны) в соответствующий промежуток времени.
На верхнем циферблате располагаются несколько окружностей разного размера. По окружности, имеющей самый большой диаметр, можно узнать старочешское время. На него указывают большие арабские числа. Расположенные под ними римские цифры служат для определения среднеевропейского времени. При этом на часах присутствует только часовая стрелка, имеющая наконечник в форме ладони. Минутная же стрелка в курантах не предусмотрена.
Малая окружность этого участка часов разделена на три сектора, символизирующих разные периоды планетарных суток: светло-синий цвет обозначает день, темно-синий – ночь, а находящийся между ними коричневый сектор является символом рассвета и сумерек. В центр циферблата помещено изображение нашей планеты, вокруг которой передвигается зодиакальный круг.
По обе стороны от главного циферблата установлены необычные фигуры, наполненные особым смыслом. Слева от часов стоят скульптуры Скряги и Гордеца, обличающие такие пороки, как скупость и тщеславие. С правой стороны изображены Скелет, олицетворяющий смерть, и Турок. Скелет держит в правой руке колокольчик, а в левой – песочные часы.
Значение фигуры Турка трактуется двояко. Одни говорят, что она означает ненадлежащее греховное поведение, другие же уверяют, что скульптура эта напоминает о надвигающейся угрозе со стороны Османской империи.
Нижний циферблат по своей сути является календарем, с помощью которого можно определить месяц и день года. Внутренний диск, украшенный художественными изображениями каждого месяца и соответствующего ему знака зодиака, был изготовлен Йозефом Манесом в 1866 году. Прежде на его месте стоял другой диск, но, к сожалению, он не сохранился.
Согласно старинной легенде о курантах, в их внешний вид нельзя было вносить никаких изменений. Тому, кто осмеливался это сделать, грозила смерть. Манес не побоялся существенно изменить облик циферблата и дополнил его своими коррективами.
Однако после завершения этой работы художника настиг тяжелый физический недуг, следствием которого стало расстройство психики. Через 5 лет после установки циферблата Манес скончался.
В настоящее время диск, выполненный этим мастером, хранится в художественной галерее города, а на его месте установлена точная копия циферблата.
Удивительный спектакль
Каждый час, в период с 8 до 20 часов, фигуры на Староместских курантах приходят в движение, показывая посетителям площади небольшой спектакль.
Все начинается с процессии 12 апостолов, передвигающихся в верхней части часов. Замыкает шествие своих учеников сам Христос.
В это время Скелет переворачивает свои песочные часы, грозно звонит в свой колокол и кивает Турку, словно намекая, что пришел час его смерти. Однако Турок в ответ на это отрицательно машет головой. Скряга начинает позвякивать своим кошельком, проверяя, насколько он полон. А Гордец поднимает зеркало, чтобы в очередной раз насладиться своим отражением.
Заканчивается спектакль криком сидящего сверху петуха и, собственно, боем курантов.