Петешественники: я, жена.
Даты: 17-25 апреля 2010.
Маршрут: Кейптаун - Кейп Поинт - Стелленбош - Прингл Бэй - Германус - Мыс Игольный - Уайлдернесс - Плеттеренг Бэй - Титикама - St Francis Bay - Джефрис Бэй - Порт Элизабет - Аддо - Титикама - Кнысна - Мосселбэй - Кейптаун
Авто: Шевроле Авео
Поездка в ЮАР являлась моей давней целью и многолетней мечтой. Реальные очертания мечта приобрела в январе 2010 сразу же по возвращению из автопутешествия по новогоднему Крыму. Дата поездки была определена на середину апреля. На эти даты нашего полуторолетнего карапуза мы отправили в командировку к бабушке и дедушке. У нас было пару месяцев на подготовку:
Виза
Чтобы самостоятельно получить визу в ЮАР, нужно соблюсти ряд требований. Детальнейшую инфу по пунктам, которую я использовал как руководство к действию, я нашел у этого комрада optimist2008. Так как у нас было автопутешествие с плавающим маршрутом, то, подавая на визу, у меня были забронированы только отель по прилету и отлету. Первые два дня в Кейпе и ночь перед вылетом в Кейпе. К броням отелей я добавил ваучер на бронь авто на весь период пребывания в ЮАР. Потратив несколько часов, я приложил к пакету документов приблизительный план-маршрут по дням с предполагаемыми местами ночевок. План я снабдил примерной картой маршрута и фотокарточками тех мест, где мы хотим побывать. 9 страниц получилось:) Для придания понту, я распечатал план-маршрут на фотобумаге на цветном принтере. Получилось солидно:) После таких ништяков отказа по визе уже врядли могло быть:)
Анкету на визу я брал с офсайта. Фотки надо приклеить довольно странным способом: две рядом. Сотрудники консульства, принимающие документы, очень внимательно изучили справки с места работы и, особенно внимательно - выписку из банковского счета. Причем, как делают многие, кто подают на шенген - заливают бабло на карту, делают выписку и снимают обратно - это не катит. Там смотрят именно движение денежных средств по карте за последние три месяца и выискивают совпадение по сумме зарплаты из справки с места работы. Так что мне пришлось имитировать бурную деятельность по моей банковской карте, чтобы документы следовали тренду:)
В посольстве я провел в общей сложности - минут 15. 10 - когда сдавал на визу, 5 - когда получал паспорта.
Авиабилеты
Мы всё ждали, что в этом году в апреле будет такая же халява, как и в прошлом (2009), когда сразу несколько авиакомпаний предлагали варианты по 13 тыщ до Йобурга. Но, как я потом узнал, в том году на эту халяву пришелся пик кризиса, а потому в этом году был облом. И мы, пользуясь momondo.com просто выяснили самую выгодную авиакомпанию и через ее сайт купили билеты. Летели Этихадом через Абу-Даби. Этихад хвастает, что они - самая крутая авиакомпания прошлого года. В целом - склонен с ними согласиться. Мегакомфортная контора. Напиваться не дают:) Поэтому приходится укутавшись в плед смотреть по экранчику в соседнем кресле одно из 70 кинц из их локальной сетки. Все кинцы имеют русский перевод, так что не соскучишься:) На обратном пути у нас был 8 часовой стык ночью, так авиакомпания нас забесплатно поселила в транзитном отеле и накормила завтраком. Этихад - полнейший зачет. И по деньгам - нам все билеты обошлись в 48 тысяч рублей на двоих. А следующая по цене Иберия, которую многие небезосновательно называют скотовозкой, стоила 56 тыщ. Но, если бы пришлось пользоваться Иберией, весь трип бы сорвался из-за смердящего вулкана:)
Отели
Мы с женой в итоге забронировали гестхаусы на все дни нашего трипа, кроме одного. Везде нам были рады, везде ждали. Даже в клоповнике, который мы взяли на последнюю ночь чисто переночевать, и то у входа дежурил негр, который завидев нашу машину, радостно защебетал: Мистер Yury, мистер Yury, вам сюда, и открыл закрытую парковку:) По Кейпу бронировали через booking.com, руководствуясь ценой и отзывами. На первые два дня забили уютнейший гостевой домик в полуторе километров от Вотерфронта и суперстадиона. На последний день просто тупо взяли один из самых дешевых гестахаусов тоже недалеко от стадиона.
Во второй половине марта в Москве была выставка Mitt 2010. Я туда свходил и вытряс все, что можно по ЮАР. Обзавелся картами, советами. А, главное, раздобыл адрес этого сайта. Категорически юзабильный сайт с афигенным фидбеком и описаловами гестхаусов. Мы с женой через него все изучили и все забронировали. И уютнейший гостевой дом на мысе Игольном с видом на океаны, и Титикаму и Аддо и Мосселбей. Везде было очень хорошо. Детально о каждом отеле буду писать в отчетах по дням. При бронировании, некоторые гестахаусы были оплачены наполовину, некоторые полностью. На месте добивали кредиткой или кешем, если аппарат по опусташению кредиток тупил.
Планирование маршрута
При планировании маршрута стандартно были перелопачены все отзывы и отчеты, что удалось найти. По настоящему полезных материалов было мало. Очень помог Гугл Ерс, через который я включил в маршрут такие места, как пляжи Уайлдернесса, маяк на мысе святого Франциска и, жемчужину путешествия: национальный парк Робберг. Интересно, много ли там было наших коллег из зоны ru? Километраж я планировал таким образом, чтобы исключить долбежку по трассе, а комфортно рейсить на небольших скоростях, смотреть по сторонам и останавливаться при желании. Долбежка была только вынужденная в последний день от Мосселбэя до Кейпа. 421 км, но это халява по большому счету:)
Деньги
Всем известно, что с евро или баксокешем ехать в ЮАР - чистейшей воды лоховство, а потому мы баксы прихватили только на самый крайний случай и для дьютика. Официальный курс бакса - 7.15 ранда, но получить больше 6-ти в обменных пунктах практически нереально. Мы конвернтнули наш дорожный бюджет в чеки амекс. Сотку сменяли в аэропорту по дурацкому курсу, получили 655 рандов. При том, что за сотку баксов кешем они давали 590 рандов. А остальные деньги заменяли в тот же день во всем известном офисе Американ Экспресса в Вотерфронте по номиналу - 715 рандов за сотню. Пользовались попеременно кешем и кредитками.
Машина
Опять же, воспользовавшись советом этого комрада optimist2008, я забронировал машину через местную прокатную контору First Car Rental с полной страховкой и анлимом по километражу. Машину я забронировал без всяких списаний по карте с оплатой на месте по факту. Получил ваучер для посольства.
В Кейпе все прокатные конторы находятся прямо на выходе из аэропорта. Мой пакет документов уже ожидал меня. Весь процесс от покидания самолета до выезда из аэропорта у нас занял минут 40. В это время уместились такие события, как проход таможни, получение багажа и обмен чека. Улыбающийся дядька родом из Джорджа за 10 минут оформил мне местные права, снял денег с карты и все объяснил. Вообще, если сидишь в Москве безвылазно месяца три - начинаешь отвыкать от жружелюбных улыбок и подобном обращении:) Следуют учесть одну вещь: стоимость аренды машины была 3000 с небольшим рандов. Плюс - две тысячи они заблокировали на карте на случай форсмажоров. Так что при планировании путешествия эти две тыщи рандов следует вписать в расходку. Разблокировали их уже в Москве через пару дней по прилету. Бак дают полный. Сдать можно как угодно. Они самостоятельно дозаправят, а разницу спишут с вашей карты. С меня потом списали 280 рандов.
Машина мне досталась - новенький Шевроле Авео с пробегом 6300. Были немножко коцаны колпаки с левой стороны, о чем я в листе бронирования машины указал. Брал я - самый стартовый вариант машинки на автомате (Ниссан Тиида о симиляр). Машинкой остался очень доволен, хотя она была и весьма прожорлива:) Когда возвращал - стало 8700:)
Движиние левостороннее:) Первый раз увидев фигачащую по встречке машину - пугаешься, но через полдня привыкаешь. Дискомфорта никакого.
Дороги идеальнейшие, машин мало, но об этом только ленивый не упоминал.
Свой кпк с гарнитурой гпс я прихватил с собой. Иго 8 на 10 баллов справилась со своей задачей. Все точки и треки я залил еще в Москве, чтобы не случилось, как писала одна девушка - плутать по Кейпу в поисках отеля. Кто-то писал, что 8й иго тупит с левосторонним движением и прокладывает маршруты как по правостороннему. У меня таких косяков не всплывало. Все было четко по пути следования.
Что удивило, горючка на всех заправках имела фиксированную цену: 8.3 ранда за литр. Будь то BP или какая-то занюханная местная заправка. Кредитки принимают везде. Плюс на всех заправках, где мы заправлялись, дополнительным бонусом нам мыли все стекла в машине. Приятно.
На некоторых местах парковок тусят негры и просят денежку. Это факультативно, но я иногда осталял рандов пять.
У кого-то я читал, что местное радио совсем не вставляет, в чем и убедились мы с женой. А потому мы очень обрадовались, что прихватили дисочки с собой:)
Питание
Так как у нас было автопутешествие, то покушать получалось где придется. В первый же день в магазине Пик энд Пей мы закупили литров 5 воды и литров пять разных соков, чтобы не ощущать жажды при случае. Там же мы подкупили бутылок 5 вина и много пива, чтобы не копошиться в поисках где бы выпить, когда выпить хочется, а все закрыто. Ну и накупили кучу нарезок, сыров, булок, йогуртов и тому подобной всевозможной еды. Очень неплохо, кстати, устраивали пикники:) Запасы съестные мы постоянно пополняли в тех же Пик энд Пеях. 2-3 раза кушали в неплохих ресторанчиках в среднем за 100-150 баксов на двоих, но нефига не брезговали фастфудами, типа Макдональдса, но там, где рожа американского чувака в логотипе с американской шапкой, не помню, как называется, но дешево и вкусно. В общем и целом советую всегда держать запас еды на день-два:)
Жена еще вовсю уплетала сушеное мясо буйволов, куду и прочих парнокопытных, а мне как-то не доставило:)
Выпивка
Огромный выбор Стелленбошских вкусненьких красных сухарей и очень дешево. Местное пиво Кастл - отпадное!!! Местное бренди, кстати, тоже очень неплохое. Я скушал бутылочку с удовольствием в транзитном отеле в Абу-Даби:) В общем - для любителя выпить - полное раздолье:)
Что не помешает знать по прилету
Все закрывается очень рано. Часов в 19-00, поэтому если вы чего-то не успели купить или оставили на потом, может легко оказаться, что произойдет облом. Например, у нас в отеле в Кейпе не оказалось переходника для розетки, ресепшн был закрыт. Купить его удалось только на следующий день. Поэтому первое, что следуют сделать - это обменять чеки Амекс в Вотерфронте и там же купить переходник в магазине Пик энд Пей. Еще, если вы не взяли с собой фонарик - его тоже будет совершенно не лишним подкупить.
ВайФай
Практически во всех гестхаусах, кроме Титикамы и Мосселбея, был халявный вайфай. В Кейпе и Мосселбее почти в любом месте ловятся платные сети. Подключаешься к такой сети, вводишь кредитку и юзаешь в зависимости от выбранного времени. Час стоит в среднем рандов 30-40. В других местах, наверное, они тоже есть, но мы не проверяли.
Телефонная связь
Кто-то покупает местные симки. Нам это был не нужно. Смс у мтс стоит 16 рублей, а звонили мы через скайп.
Куда уходили деньги и сколько с собой брать
Много денег ушло на проходки в национальные парки, маяки, пляжи пингвинов и прочие достопримечательности. В одном месте платная дорога, от Хутбэя до Саймонс Тауна. На Столовую гору на фуникулере что-то в пересчете баксов 70 на двоих вышло. Бензин - понятно, питание - понятно, сувениры - понятно, алкоголь - понятно. 120 баксов где-то ушло на мой прыжок с тарзанки плюс фото и видео. Ну и проживание - что тоже понятно. Мы с собой взяли 1000$ дорожных чеков и тысяч 40 рублей примерно было на карточках. Ни в чем себе не отказывали, но деньги отжали полностью. Весь нал и все карты:) Даже думали заменять пару сотен баксов из нз, да вот только было это в воскресенье, а не один банк не работал:))))
Преступность
Мне кажется, что тема преступности сильно кем-то для чего-то размыта. Более комфортной и дружелюбной страны я не припомню. У нас не было ни одного даже полунамека на косяки в этом вопросе. Единственное, что вспомнилось, это когда мы вечером шли из гестхауса на Вотерфронт потусить и слегка не там свернули, белый дядька, у которого мы уточнили дорогу, сказал, чтобы мы были поосторожнее. А в целом я думаю, что белому там примерно также, как у нас в Москве негру ночью прогуливаться в районе Бирюлево или Бибирево:) Еще на окраинах городов и в промзонах на нашем пути следования попадались негретянские гетто. Огороженные колючей проволокой бараки из ржавых бочек и фанерных избушек. Сходство с гетто из фильма "Район № 9" тысячепроцентное. В таких местах я просто жал сильнее на педаль акселератора, всего и делов:)
Вот наши дорожные заметки, которые мы писали прямо с места событий.
Если интересно, буду писать отчеты по каждому дню. Если есть вопросы - с удовольствием отвечу и расширю потом эти советы.