В середине июля выдалось свободное время и было решено потратить его на короткую поездку в Белоруссию.
Почему именно в Белоруссию?
Во-первых, я там, к своему великому стыду, никогда не был...
Во-вторых, близилась экспедиция на Рыбачий. А некоторые члены экипажа не были пока готовы к длительным перегонам и надо было их потренировать.
На ближайшей к дому территории Беларуси были выбраны 2 опорных точки - Бобруйск и Могилев. С них и начали знакомство с братской республикой, с её жизнью, с её дорогами, достопримечательностями... ну и вообще ;)
Путешествие получилось коротким, быстрым. Всего три полных дня. 1400 километров. Практически на одну заправку... Нигде надолго не задерживались, но посмотреть удалось много. Для тренировки и первого знакомства - в самый раз. Выводы - в конце репортажа.
Итак...
Дорога до границы
Дабы не ездить по одной и той же дороге, было решено заехать в Белоруссию по трассе А-101(она же Варшавка, она же Москва-Бобруйск, она же Старая Калужка), а выехать по трассе М-1 (Она же Минское шоссе, "Минка", она же "Автодорога Белорусь", она же Новое Смоленское шоссе, она же "Олимпийка"(ударно обновлялась к Олимпиаде-80)). По Варшавке последний раз ездил в 1995 году до Рославля и в 2011 до Юхнова. В этом году про качество дороги ходило множество страшных слухов, однако всё оказалось с точностью до наоборот...
Как только выехали на Варшавку, сразу уткнулись в пробку созданную прилёгшим отдохнуть ЗИЛом. Как старое напоминание - дорога ошибок не прощает...
Малоярославец лучше объехать по М-3("Киевке") и объездной дороге. Киевка прекрасна, свободна и гладка, но, говорят, что только до Калуги...
Типичный пейзаж дороги А-101. 2 полосы, кругом леса, и так до самого Бобруйска. Надо сказать, что не смотря на все опасения дорога оказалась в прекрасном состоянии.
Перед Медынью дорогу расширяют, а в самом городе практически делают заново, снимая по 1-2 метра грунта и укладывая новую подушку.
Расширяют(спрямляют?) и подъезд к мосту через Угру у Юхнова
Оказывается, через Угру здесь построили новый мост. Старый мост не разобрали, наверное оставили как памятник архитектуры;)
Заехали к мемориальному комплексу
"Зайцева гора". Интересное место. Немецкий опорный пункт на этой горе долго не могли взять. И однажды решили применить старый дедовский (практически средневековый) метод. Команда саперов, состоявшая из бывших шахтеров в течение 40 дней проложила минную галерею под немецкие позиции. То, что не смогли сделать несколько дивизий, в одну секунду сделал мощнейший взрыв.
Узнать подробности...
Может бахнем? - Обязательно бахнем. И не раз... Но потом...
Дорога А-101. Прямая, ровная, спокойная, пустая. Один Гаишник на 400 километров. 300 рэ. Прямая, ровная, спокойная, пустая...
Единственный памятник 17-й стрелковой дивизии (Люблинский батальон воевал в её составе), оборонявшей
Варшавское шоссе в начале октября 1941 года. Незаслуженно забытый подвиг. А ведь в то время за ними не было ни одной боеспособной части, до самой Москвы... Здесь собирается
информация о 17-й стрелковой...
В Смоленской области дорога А-101 даже немного ровнее...
Когда-то здесь границы не было, потом была, теперь опять нет. Никто не хочет ничего проверять... Тишина и спокойствие. Покупаем страховку и вперёд...
Белоруссия
|
"... А я еще вчера почувствовал - не то что-то. Чисто, аккуратно. Все не по-нашему..."
Александр Рогожкин, "Особенности национальной рыбалки"
|
И ведь действительно... Асфальт стал ровней, появилась вся положенная разметка. Много информационных щитов, указателей. Отдельные указатели для достопримечательностей. Парковки для отдыха, много, постоянно. И чистые, удобные, с туалетами, мусорными контейнерами, информационными щитами, беседками и лавочками. Никто не гасает, не подрезает, не скачет из ряда в ряд... Обочины чистые и широкие... Жуть...
Кстати, о Гаишниках. Видели их 1 раз. В километре от границы. Чоорный брянский лексус, освободившись от цепей российского тоталитаризма, обошел нас в деревне через сплошную километрах этак на 120-ти и попытался удалиться в направлении демократической Европы. Но... Догнал он нас только часа через два и в гораздо более спокойном темпе...
И вот мы в Белоруссии...
Недалеко от города Кричев на склоне речной долины стоит памятник Николаю Сиротинину.
17 июля 1941 года командир батареи принял решение оставить у моста через реку Добрость на 476 километре шоссе Москва — Варшава одно орудие с расчётом из двух человек и боекомплектом в 60 снарядов прикрывать отступление с задачей задержать танковую колонну. Одним из номеров расчёта стал сам комбат; вторым вызвался Николай Сиротинин.
"Сорокопятка" была замаскирована на холме в густой ржи; позиция позволяла хорошо просматривать шоссе и мост. На рассвете показались колонна немецкой бронетехники. Николай Сиротинин первым выстрелом подбил вышедший на мост головной танк, а вторым — замыкающий колонну бронетранспортёр. Командир батареи получил ранение и, поскольку боевая задача была выполнена, отошёл в сторону советских позиций. Однако Николай Сиротинин отказался отступать, поскольку при пушке по-прежнему оставалось много снарядов.
Немцы пытались расчистить затор, стащив подбитый танк с моста двумя другими танками, но и они были подбиты. Бронемашина, попытавшаяся преодолеть реку вброд, увязла в болотистом берегу, где была уничтожена. Немцам долго не удавалось определить местоположение хорошо замаскированного орудия; они считали, что бой с ними ведёт целая батарея. Бой продолжался два с половиной часа, за это время было уничтожено 11 танков, 6 бронемашин, 57 солдат и офицеров.
К моменту, когда позиция Николая Сиротинина была обнаружена, у него осталось всего три снаряда. На предложение сдаться Николай Владимирович Сиротинин ответил отказом и отстреливался из карабина до последнего... Ему было 19 лет...
"Немцы уперлись в него, как в Брестскую крепость..."
Дорога А-101 в Белоруссии носит название Р-43. Такая же ровная, спокойная и пустая. Нет, гораздо ровнее и спокойнее.
Ещё один памятник у дороги. Простому её строителю...
Выяснилось следующее:
Александр Иванович Перьков. Год рождения 1906. Курская область.
Командир отделения, потом взвода, потом роты 36-го Отдельного саперного батальона. Прошел этот путь абсолютно гражданским человеком и получил старшего лейтенанта за несколько месяцев до гибели.
За свою работу получил звание "Почетный дорожник", орден "Красной звезды", орден "Отечественной войны" посмертно.
Просто работал "под артиллерийским и минометным огнем, под непрерывными налётами вражеской авиации". Если интересно, наградной лист с описанием, не подивга, а обычной работы (
часть 1 и
часть 2).
И тут мне вспомнился рассказ Константина Симонова "Бессмертная фамилия". Уж не об этом батальоне он писал? Ведь 36 ОДСБ как строил Варшавское шоссе заново, через Десну, Днепр, Березину...
Бобруйск
|
...При слове «Бобруйск» собрание болезненно застонало. Все соглашались ехать в Бобруйск хоть сейчас. Бобруйск считался прекрасным, высококультурным местом...
И.Ильф и Е.Петров, "Золотой телёнок"
|
Справка
Бобруйск известен с 14 века, является городом с 1795 года. С 1649 года в составе Польши, с 1793 года опять в составе России. Районный центр Могилевской области. Пристань на реке Березина. Крупный железнодорожный узел. В Бобруйске работает более 50 различных промышленных предприятий: машиностроение, химическая промышленность, деревообработка, пищевая промышленность. Бобруйск - балнеогрязевой курорт: минеральные воды и торфяная грязь. Население - 215 000 жителей.
Шикарная развязка размером с город... И почему перед Москвой не ставят такие щиты?
Прибыли в Бобруйск. Гостиница "Турист".
Гостиница "Турист" в Бобруйске расположена на краю города, на берегу Березины. Тишина, спокойствие, свежий воздух, простор до самого горизонта...
Что представляет из себя 2-х комнатный семейный люкс за 2700 русских рублей? Спальня, кровать;), кондиционер, балкон, шкаф...
Нормально оборудованный санузел...
Гостиная: диван, телевизор, балкон и 2-х метровый холодильник Минск!
Коротко о гостинице "Турист". Пожалуй, самое приличное жилье в Бобруйске. Всего в Бобруйске 10 гостиниц (гостевых домов), но это самая удобная. Хорошие номера, приветливый персонал. Есть охраняемая стоянка. Отличный ресторан, вкусные обеды, даже "комплексные" туристические. А вот завтрак бедноват и не очень вкусен, как будто из отдельной кухни.
Расположена гостиница "Турист" на окраине города, но до центра или 5 минут на такси (что-то типа 30-50 русских рублей) или 15-20 минут пешком. Свежий воздух, рядом река, хороший пляж.
Гнездо аистов прямо напротив номера
Памятник в честь освобождения Бобруйска. Бобруйск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 29 июня 1944 года в результате успешного проведения Бобруйской операции, которая являлась частью операции "Багратион".
На главной площади - Дом советов, горком или обком - так и не выяснили. В общем - начальство...
Гостиница "Бобруйск". Считается весьма посредственной. Да и телефоны не отвечают...
Памятник всем частям Красной армии, освободившим Бобруйск.
17-я стрелковая тогда стала "Бобруйской"...
Бобруйск. Церковь Георгия Победоносца, строилась в начале 20-го века для расквартированного в Бобруйске 158-го пехотного Кутаисского полка.
Гостевой дом. Примечателен тем, что расположен на территории Бобруйской крепости и занимает одно из её зданий. Достаточно тихое и уютное место. Можно найти хорошие отзывы. Телефон +375 225 58-08-04.
Часть Бобруйской крепости по-прежнему занимают военные
Гордость Бобруйска. "Бобруйск-Арена" - спортивно-развлекательный комплекс. В первую очередь, конечно, это хоккейный стадион. Домашняя площадка клуба "Динамо-Шинник". Здесь будут проходить некоторые матчи Чемпионата мира по хоккею 2014 года.
Кстати, почему "шинник": Бобруйск это "Белшина", один из крупнейших шинных заводов Европы. Официальный поставщик Катерпиллера.
"Шкоду", кстати, последний раз активно применяли немцы, в 1941 году. Чешские орудия и танки составляли примерно 30% вооружения Вермахта.
Один из бастионов Бобруйской крепости
Как можно догадаться - пороховой погреб.
Историческая справка.
Крепость в Бобруйске начали строить 4 июня 1810 года, под руководством инженера Карла Ивановича Оппермана. Крепость Бобруйск должна была служить опорным пунктом в Полесье и плацдармом для сбора войск, в случае войны России на западе.
Основная линия обороны Бобруйской крепости состояла из 8 бастионов. Крепость получила первый класс оборонительных сооружений России. Бобруйская крепость считалась одной из лучших, была оснащена по последнему слову фортификации и артиллерии.
К началу Отечественной войны 1812 года на вооружении Бобруйской крепости было более 300 орудий, гарнизон насчитывал 4 тысячи человек.
Бобруйская крепость считалась важным опорным пунктом русской армии на пути южного фланга наполеоновских войск. В начале войны 1812 года крепость сыграла значительную роль в обеспечении движения 2-й Западной армии Петра Ивановича Багратиона. За время нахождения в Бобруйске, в июле 1812 года, армия Багратиона пополнила здесь запасы продовольствия, получила подкрепление в
количестве 1500 человек, оставила в крепости больных и раненых. Всё это позволило Багратиону соединиться с 1-й армией Барклая де Толли в Смоленске. В течение четырёх последующих месяцев (июль-ноябрь 1812 года) Бобруйская крепость была блокирована польским (! ну что им вечно неймется?..) корпусом генерала Домбровского. Активные боевые действия вокруг города, за исключением стычек на дальних подступах к цитадели, не велись. Тем не менее, все историки отмечают важную роль Бобруйской крепости в Отечественной войне 1812 года. «Ни одна крепость России никогда не была столь полезною, как Бобруйск в 1812 году».
Во время Великой Отечественной войны на территории Бобруйской крепости находился немецкий концлагерь, созданный по образцу польского (который был на территории крепости в 20-е годы) Здесь были убиты и заморены голодом около 80 000 солдат Красной армии и мирных жителей. На территории крепости находится множество захоронений, большинство из которых еще не обнаружено.
Туристический потенциал крепости абсолютно не раскрыт. Территория, на которой раньше были свалки и гаражи, конечно почищена. Но.. Нет туристических маршрутов, схем крепости, информационных щитов, каких-либо других экспонатов, кроме разваливающихся бастионов... Не хватает цивилизованной и безопасной возможности полазить по бастионам и казематам. Имея опыт создания "Линии Сталина" могло бы получится очень интересно...
"Бобруйск-Арену" называют в народе летающей тарелкой
У этого глобуса в одном из скверов Бобруйска заканчиваем прогулку по городу. К сожалению, времени чтобы подробно изучить Бобруйск нет, надо ехать дальше... Нас ждёт Могилёв, вторая столица Белоруссии.
Продолжение следует...