planetadorog.ru Путешествия по России и миру
Главное
 
Путешествия
 
Города
 
Природа
 
История
 
Экстрим
 
Блоги
 
Репортаж
 
 История       10-10-2016 

Станция Подмосковная

Автор:  planetadorog.ru
Вот водокачка. Вот вокзал.
Вагоны, вагонетки.
Вон паровоз товарный стал
На самой дальней ветке...

 

После открытия в 2015 году станция Подмосковная стала одним из лучших музеев Москвы и вполне может конкурировать с ведущими техническими музеями России. Качество и охват экспозиции, продуманность территории и экспонатов - выше всяких похвал.
Станция Подмосковная является частью Музея железнодорожного транспорта Московской железной дороги и отлично дополняет историческую экспозицию на Павелецком вокзале и площадку железнодорожной техники на Рижском вокзале.
Любителям техники и истории России, а также мальчишкам в возрасте от 3-х до 100 лет музей строго рекомендован к посещению.

Станция Подмосковная
Станция Подмосковная - общий вид.

Московско-Виндавская железная дорога - краткая справка

Московско-Виндавская железная дорога - железнодорожная магистраль, открытая в начале XX века. Основная цель постройки - кратчайшим образом соединить Москву с Балтийским морем.
Железная дорога была построена обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и проходила по маршруту Москва - Ржев - Великие Луки - Митава - Виндава (ныне - Вентспилс, незамерзающий порт в Латвии, недалеко от Риги).

Строительство Московско-Виндавской железной дороги началось в 1898 году, а уже 2 июля 1901 года первый поезд отправился от станции Подмосковная в Москве до станции Ржев.
11 сентября 1901 года был открыт Виндавский вокзал в Москве (с 1930 года - Балтийский, с 1942 года - Ржевский, с 1946 года и по настоящее время - Рижский). А в 1904 году строительство завершилось, и прямая железная дорога Москва - Виндава заработала.

В 1945 году было открыто движение электричек на участке Москва - Нахабино. Постепенно длина маршрута увеличивалась, и в 1959 году электропоезда пришли в Волоколамск. Отметим, что данный участок железной дороги славится своей красотой - дорога извилиста, проходит по пересечённой местности и из окон вагонов открываются неповторимые виды.

Первым вокзалом, а впоследствии, главным сортировочным узлом и главным депо новой железной дороги стала станция Подмосковная.

Железнодорожная станция Подмосковная - краткая история

Станция Подмосковная Московско-Виндавской железной дороги была построена в 1901 году. Тогда же было построено паровозное депо веерного типа, водокачка и угольный склад. Первый пассажирский поезд от станции Подмосковная отправился в июле 1901 года, ещё до открытия Виндавского вокзала.
Со временем станция превратилась в крупный сортировочный узел и пассажирское сообщение было перенесено к платформе «Красный Балтиец», построенной в 1945 году. С этого времени название станции исчезло из бытового обихода.
В настоящий момент на станции Подмосковная находится самое современное в России депо, где обслуживаются поезда «Сапсан» и «Ласточка».

Музейно-производственный комплекс «Станция Подмосковная»

На базе исторических зданий станции Подмосковная создан уникальный музейно-производственный комплекс, где рядом существуют и действующее паровозное депо и музейная экспозиция.

Реконструкция паровозного депо началась в 2014 году и к маю 2015 года главное историческое здание станции приобрело свой изначальный вид. Тогда же были открыты и восстановленные здания станции: вокзал, водокачка, домик начальника станции.
Воссоздание исторических зданий и помещений проведено с особой тщательностью. Самые интересные объекты станции - это здание вокзала, водокачка, дом начальника станции и, конечно, паровозное депо.

Схема основных объектов Музейно-производственного комплекса «Станция Подмосковная».
Обратите внимание - спутниковый снимок достаточно старый и отлично показывает объём работы, проведённый для благоустройства станции.

На схеме обозначены:
  1. Касса музейно-производственного комплекса.
  2. Здание вокзала.
  3. Водонапорная башня.
  4. Дом начальника станции.
  5. Угольный склад.
  6. Насосная станция.
  7. Поворотный круг.
  8. Веерное паровозное депо станции Подмосковная.
  9. Выставочный зал с паровозом в разрезе.
  10. Механические мастерские.
  11. Памятник машинистам и работникам депо Подмосковная, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Станция Подмосковная - как добраться и режим работы

Адрес музейного комплекса: Москва, 2-ой Амбулаторный проезд, дом 8А.

Проезд на автомобиле

Северный вариант - по улице Космонавта Волкова до домов 18-20, где можно оставить машину.
Южный вариант - по улице Часовой и 3-му Балтийскому переулку до 2-го Амбулаторного проезда.

Проезд на общественном транспорте

Станция метро Войковская, далее автобус № 461 до остановки «Платформа Красный Балтиец».
Станция метро Сокол, далее пешком по Головановскому и 3-му Балтийскому переулкам (1,5 км, 20 минут) .
Станция метро Динамо, далее автобус №105 или № 110 до остановки «Университет путей сообщения». Далее пешком по 3-му Балтийскому переулку.
Станция метро Петровско-Разумовская, далее автобус № 461 до остановки «Платформа Красный Балтиец».
Электропоезд от Рижского вокзала до платформы «Красный Балтиец».

Во всех случаях в конце маршрута необходимо воспользоваться пешеходным мостом через железнодорожные пути.

Станция Подмосковная на карте.

Часы работы музейного комплекса «Станция Подмосковная»

С 10:00 до 17:00.
Выходные дни: понедельник, вторник.

Контактные телефоны

+7 (499) 266-89-02
+7 (499) 266-86-09

Стоимость посещения музейного комплекса

(лето 2016 года)
Взрослый билет - 100 рублей.
Льготный билет (студенты, пенсионеры и школьники) - 75 рублей.
Детский билет - 50 рублей.
Фотосъёмка - 200 рублей.

Станция Подмосковная - фотоэкскурсия

Станция Подмосковная
Первые экспозиции, с которыми знакомятся посетители музейного комплекса - это «Вокзал», «Водонапорная башня», «Дом начальника станции». В этих зданиях с особой тщательностью восстановлена оригинальная обстановка начала 20-го века. В помещении вокзала можно увидеть зал ожидания с буфетом, почтовое отделение, кабинет дежурного по станции и багажное отделение.

 

Станция Подмосковная
Франт-буфетчик радушно предлагает пассажирам чаю. Полон ожидания и запотевший графин с водкой.

 

Станция Подмосковная
Дежурный по станции в ожидании литерного поезда.

 

Станция Подмосковная
Исключительно добродушный работник багажного отделения.

 

Станция Подмосковная
...На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку...

 

Станция Подмосковная
...За телеграмму с нас берут
Положенную плату.
А через несколько минут,
Стуча ключом, передают
Слова по аппарату...

 

Станция Подмосковная
Ещё одно помещение в зале вокзала - выставка исторических фотографий и документов Московско-Виндавской железной дороги. Здесь же можно посмотреть короткий, но очень интересный фильм о её истории.

 

Станция Подмосковная
Водонапорная башня станции Подмосковная. Построена в начале 20-го века одновременно со станцией и является памятником архитектуры. В её строительстве принимал участие архитектор Александр Никанорович Померанцев - создатель зданий Исторического музея и Верхних торговых рядов (теперь - ГУМ) на Красной площади.

 

Станция Подмосковная
В здании водокачки расположена экспозиция, посвящённая воде и её роли на железной дороге.

 

Станция Подмосковная
Водонапорная башня действует и снабжает водой паровозное депо. В верхней части здания находятся две огромные цистерны для воды.

 

Станция Подмосковная
Кабинет начальника станции в его доме.

 

Станция Подмосковная
Скромная обстановка жилой половины дома.

Следующая часть экспозиции - самое интересное место в музее. Это - веерное паровозное депо станции Подмосковная. Здесь размещаются паровозы, которые по-прежнему трудятся на железной дороге - катают туристов на ретро-поездах, снимаются в кино.

Станция Подмосковная
Паровозное депо станции Подмосковная.

 

Станция Подмосковная
Поворотный круг служит для расстановки паровозов по стойлам.

 

Станция Подмосковная
Поворотный круг имеет электропривод. Но и запросто поворачивается вручную паровозной бригадой (вместе с паровозом).

 

Станция Подмосковная
Паровоз серии Л. Выпускался с 1945-го по 1955-й годы и являлся самым массовым паровозом СССР.

 

Станция Подмосковная
Выставочный зал депо. Здесь находится паровоз серии Э - основной паровоз в СССР в 30-е и 40-е годы.
По количеству выпущенных экземпляров и по продолжительности производства является мировым чемпионом.

 

Станция Подмосковная
Локомотив разрезан пополам и демонстрирует посетителям музея принцип действия и конструкцию двигателя паровоза.

 

Станция Подмосковная
Интереснейший анимированный световой макет наглядно показывает как пар двигает поезда.

 

Станция Подмосковная
В зале также представлены различные детали паровозов, как, например, этот свисток.

 

Станция Подмосковная

 

Станция Подмосковная
Механизм!

 

Станция Подмосковная
Будка паровоза и элементы управления.

 

Станция Подмосковная
Вроде бы всё просто, но...
Кстати, профессия машиниста паровоза во все времена считалась самой уважаемой, высокооплачиваемой и почётной.

 

Станция Подмосковная
Соседний зал - механические мастерские. Здесь представлены различные станки, использовавшиеся в работе депо.

 

Станция Подмосковная
Токарный станок. Произведён, кстати, на ныне умершем московском заводе «Красный пролетарий».

 

Станция Подмосковная
Ещё один «токарь», но для более серьёзных деталей.

На территории музейного комплекса можно ознакомится с действующей инфраструктурой железнодорожной станции (стрелки, семафоры...) и рассмотреть поближе некоторые паровозы.

Станция Подмосковная
«Старое и новое». На переднем плане - макет первого русского паровоза, построенного братьями Ефимом и Мироном Черепановыми в 1833 году.

 

Станция Подмосковная
Красавец-паровоз серии П36.

 

Станция Подмосковная
Пассажирский магистральный паровоз выпускался в Коломне с 1950-го по 1955-й год, а работал на железных дорогах до 1974-го года.
Кстати, это был лучший паровоз на линии Москва - Ленинград: время в пути между столицами составляло чуть более 9-ти часов.

 

Станция Подмосковная
Тендер паровоза.

 

Станция Подмосковная
В то время, как железные дороги России переходят на шпалы железобетонные, на станции Подмосковная можно «полной грудью» вдохнуть креозотный запах настоящих деревянных шпал.

 

Станция Подмосковная
Водяная колонка для заправки паровозов и семафор.
Кстати, семафор - это именно механическое средство сигнализации и называть этим термином светофоры - неправильно.

 

Станция Подмосковная
Сифон - устройство для увеличения тяги в трубе паровоза при помощи пара. Когда работает - может обжечь выхлопом людей на пешеходном мосту или повредить сам мост. Поддувало необходимо закрыть для того, чтобы горящая зола и куски угля не просыпались на опасном месте.
Кстати, в старину это было серьёзной проблемой. Пока не были изобретены зольники большого объёма, не редки были случаи, когда от паровозного жара горели шпалы и дома у дороги.

 

Станция Подмосковная
Механический стрелочный перевод, по простому - стрелка. Перевод стрелок осуществлялся в ручную специальным рабочим, который, как известно, всегда виноват если что...

 

Станция Подмосковная
«Старое и новое». - Слева - станция Подмосковная, справа - суперсовременное депо для «Сапсанов», «Стрижей» и «Ласточек».

Конечно, фотографии не могут передать всей «исторической роскоши» музейно-производственного комплекса «Станция Подмосковная», и поэтому настоятельно советуем посетить это замечательное и интересное во всех отношениях место. Кстати, данный музей - тот случай, когда лучше заказать экскурсию, так как можно будет попасть во все помещения депо, изучить труд железнодорожников и посмотреть на работу паровозов, поворотного круга.

 

В статье использованы фрагменты стихотворений Самуила Яковлевича Маршака.

Избранные статьи
Воробьёвы горы Где погулять в Москве. Нескучный сад Моторы войны Куда слетать на выходные из Москвы
Бородино Агиос Иоаннис Дороги Карелии Залив Суда
Поиск и покупка Ж/Д билетов
Популярные темы
Избраное
Ханья, старая гавань
Популярные регионы
Парковка в аэропортах Москвы
 

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.planetadorog.ru/ обязательна.
Планета дорог на Фейсбуке Планета дорог в Твиттере Планета дорог ВКонтакте Планета дорог в ЖЖ Планета дорог на Гуглплюс
Планета дорог РСС Новости Планета дорог Статьи
Рейтинг@Mail.ru
Туристический рейтинг.