planetadorog.ru Путешествия по России и миру
Главное
 
Путешествия
 
Города
 
Природа
 
История
 
Экстрим
 
Блоги
 
Репортаж
 
 Города       06-04-2018 

Прогулки по Москве. Марьина роща

След Джакомо Кваренги и архитектура авангарда: о знаменитом районе Москвы с дореволюционных времён до конструктивистских 1920–1930-х. рассказывает Татьяна Воронцова — москвовед, экскурсовод, автор проекта «ПрогулКино».
Пять главных зданий Марьиной Рощи, пять архитектурных памятников...

Мариинская больница

Адрес: улица Достоевского, дом 4, корпус 1.
Годы постройки: 1803–1806.

Одна из самых значимых построек русского классицизма не только в этом районе, но и во всей Москве. Строительство больницы на Новой Божедомке (сейчас — улица Достоевского) началось по заказу вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Сюда привозили пациентов без учёта чина и звания — здесь лечили представителей низших слоёв общества, что, впрочем, не помешало возвести эффектное здание.

Автором проекта стал архитектор Иван Жилярди, построивший в Москве немало и особняков, и общественных зданий (например, корпус Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на Моховой). При проектировании больницы Жилярди пользовался чертежами зодчего XVII века Джакомо Кваренги. Интересный момент: в Санкт-Петербурге на Литейном проспекте есть Мариинская больница, очень похожая на московскую. Есть предположение, будто сходство объясняется тем, что петербургская больница построена по тем же чертежам Кваренги, то есть, по сути, это один проект.

Нужно иметь в виду: то, что мы видим сейчас, — не первозданный облик больницы. Здание достраивалось и перестраивалось несколько раз, здесь появлялись церкви.

Конечно, говоря о Мариинской больнице, всегда вспоминаешь о русской литературе. С этим зданием она крепко связана — здесь 11 ноября 1821 года родился Фёдор Михайлович Достоевский. Отец будущего писателя работал в ней лекарем в женском отделении, и семья Достоевских жила в казённой квартире во флигеле при больнице. Сегодня в нём открыт Музей Ф. М. Достоевского, а перед зданием расположен памятник писателю, созданный ещё до революции Сергеем Меркуровым. Скульптура эта в 1918 году в рамках реализации плана монументальной пропаганды была установлена на Цветном бульваре, а в 1936 году во время реконструкции бульвара её перенесли сюда, к месту рождения писателя. Кстати, позировал для этой скульптуры Меркурову Александр Вертинский.

Прогулки по Москве. Марьина роща

Московское инженерное училище ведомства путей сообщения

Адрес: Минаевский переулок, дом 2.
Годы постройки: 1896–1898.

От медицины перейдём к образованию. Московское инженерное училище (сейчас — Московский государственный университет путей сообщения, МГУПС) было основано по приказу Николая II в 1896 году, но собственное здание получило чуть позже. До этого занятия проходили там, где сейчас расположен известнейший магазин Елисеева, — на Тверской улице. В 1898 году было отстроено несколько корпусов по проекту петербургского архитектора Иеронима Китнера: первый (сегодня — главный), химический, библиотечный и корпус, который теперь нумеруется как шестой (раньше здесь размещалось общежитие для студентов и преподавателей).

Здания выглядят весьма представительно: эклектика с явными элементами неоклассики. Первый корпус, который смотрит на Бахметьевскую улицу, — старая постройка, дореволюционная. Корпуса, выходящие на противоположную сторону, построены уже в 1930-е, 1940-е и 1950-е годы по проектам архитектора Ивана Фомина, который много работал с Наркоматом путей сообщения.

Сегодня Российский университет транспорта — одно из крупнейших по площади учебных заведений не только Москвы, но и всей страны. В этом МГУПС уступает только МГУ. Так было и в дореволюционные, и в советские времена.
Это вуз с богатой историей. Здесь преподавали химик Иван Каблуков, физик Александр Эйхенвальд, математики Сергей Чаплыгин и Николай Жуковский. В советские времена училище носило имена Иосифа Сталина и Феликса Дзержинского.

Поскольку первое образование я получала в МГУПС, могу рассказать немного и о внутреннем устройстве. В старом здании существует очень замысловатая система переходов, и ни один сентябрь не обходится без стаек растерянных первокурсников, которые не могут найти какую-нибудь аудиторию, например номер 1542. Помните фильм «Чародеи»? Фраза «Кто так строит?!» — это о здании МГУПС и его перепадах этажности, запутанных переходах.

Прогулки по Москве. Марьина роща

Бахметьевский гараж

Адрес: улица Образцова, дом 19а.
Годы постройки: 1926–1927.

Среди памятников раннесоветской архитектуры, которыми богата Марьина Роща, я хотела бы выделить два гаража, построенных по проектам Константина Мельникова. Первый из них — Бахметьевский.

В 1925 году Москва закупила в Великобритании 24 автобуса «Лейланд» (к 1927-му их было уже 130). Это был новый вид транспорта — раньше в Москве не было ни одного автобуса. И конечно, гаражей, способных их разместить, поэтому британские автобусы квартировали буквально где придётся — и в каретных сараях, и в каких-то складских помещениях. В итоге московское коммунальное хозяйство выкупило участок земли на Бахметьевской улице (сейчас — Образцова) для строительства гаража. К проекту были привлечены Константин Мельников и Владимир Шухов.

В гараже была впервые в стране реализована новая технологическая схема парковки — так называемая прямоточная, при которой автобусу не нужно двигаться задним ходом ни при въезде, ни при выезде. Мельникову пришлось доказывать прогрессивность этой схемы по сравнению с круговой, использовавшейся в железнодорожных депо с ХIХ века (первоначально её хотели применять и для автобусов).

Бахметьевский гараж — конечно, уникальное здание. Снаружи он смотрится достаточно приземистым, но если войти внутрь, производит сильное впечатление — даже сейчас, будучи приспособленным под выставочную деятельность. Это огромное, просторное помещение с высоченными потолками. Здесь нужно сказать спасибо Шухову: он придумал для гаража уникальную систему перекрытий — на площади 8,5 тысячи квадратных метров использовано всего 18 тонких опор, из-за чего пространство выглядит таким воздушным.

Автобусы стояли в гараже весь советский период. К 1990-м годам парк вывезли, и гараж пришёл в абсолютный упадок. В это время я как раз училась по соседству, в МГУПС, и помню, что это были практически руины. В начале 2000-х годов провели замечательную реконструкцию в связи с открытием в здании музея современного искусства «Гараж». В частности, были восстановлены шрифтовые композиции «Бахметьевский автобусный парк» на фасаде со стороны улицы Образцова. Сегодня здание использует Еврейский музей и центр толерантности — здесь проходят выставки и лекции.

Прогулки по Москве. Марьина роща

Гараж «Интуриста»

Адрес: улица Сущёвский Вал, дом 33.
Годы постройки: 1932–1934.

На стыке 1920-х и 1930-х годов в Москву хлынул поток иностранцев. В связи с этим появилась необходимость в гараже для транспорта новой организации «Интурист», которая работала с иностранными делегациями. Насколько мне известно, это здание используется по прямому назначению и сегодня. Одно время здесь размещались машины МЧС.

Гараж «Интуриста», пожалуй, последняя реализованная работа великого архитектора Мельникова. Он здесь занимался не столько технической стороной, как при проектировании Бахметьевского гаража, где разрабатывал схему парковки, сколько внешним видом здания. Получилось интересно: попытка приспособить стиль ар-деко к советским нуждам. Фасад рассекает стеклянная поверхность — стилизованное колесо, ленты (кстати, здесь должен был появиться и макет автомобиля).

К сожалению, по первоначальному проекту Мельникова была построена только правая часть. Если посмотреть на гараж, стоя на Сущёвском Валу, сразу видно: тяжеловесная левая часть, достроенная позже, вступает в диссонанс с лёгкой авангардистской правой.

Прогулки по Москве. Марьина роща

Жилой городок рабочих

Адрес: улица Сущёвский Вал, дом 14/22, корпуса 1, 2, 3, 4, 5 и 7.
Годы постройки: 1928–1929.

Это один из первых жилых городков для рабочих, построенных в Москве. Конец 1920-х годов, архитектор Борис Блохин. Комплекс изначально состоял из семи корпусов, сейчас их осталось шесть. Они расположены вдоль воображаемой оси, которая протягивается от Сущёвского Вала к Вадковскому переулку, и образуют сложную систему дворов.

В центре этой геометрической композиции стоит памятник Сергею Кирову. Поставлен он был здесь не сразу, а в 1934 году, после смерти Кирова. Сначала городок назывался Сущевка, а после установки памятника стал жилым рабочим городком имени Кирова. Большая, кстати, редкость, что памятник советскому государственному и политическому деятелю до сих пор сохранился, более того — здесь регулярно появляются свежие цветы.

Что касается жилых корпусов, они являются типичным образчиком раннесоветского домостроения, с использованием типовой секции Моссовета. Но в отличие от многих рабочих городков они немного декорированы внешне. Большинство зданий того времени — это плоскости, объёмы и отсутствие какого-либо украшения. Здесь мы видим другую картину. Корпус, который выходит на Сущёвский Вал, имеет П-образную форму и как бы закрывает двор от шумной улицы, украшен большой аркой и перерезан декоративными поясками. Есть завышенные и заниженные объёмы в дворовых корпусах, используются разные фактуры отделки — штукатурка «под шубу» и гладкая.

Во дворах до сих пор можно найти детали, характерные для 1920-х, — две огромные трубы котельных, которые примыкают к жилым корпусам. Когда эти дома строились, не было никакого центрального отопления, а была котельная, которая обслуживала квартал. Сегодня она не работает, а трубы служат напоминанием о недавних временах, когда всё было совсем иначе.

А вообще это довольно уютное пространство — и дворы, и сами жилые корпуса внутри. Мне доводилось бывать в здешних квартирах, и я могу сказать, что даже по сегодняшним временам планировка в них очень хорошая...

Прогулки по Москве. Марьина роща

 

Экскурсии по Москве - популярные, необычные, бюджетные, детские...

Избранные статьи
Воробьёвы горы Собачий холод Лучшие смотровые площадки Москвы Достопримечательности Москвы за Садовым кольцом
Альмирида Ханья, Крит Панорама «Оборона Севастополя» Алессандрия, Пьемонт - зимняя итальянская фотозарисовка
Популярные регионы
Избраное
Монастыри Ростова Великого
Популярные темы
Поиск авиабилетов
 

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.planetadorog.ru/ обязательна.
Планета дорог на Фейсбуке Планета дорог в Твиттере Планета дорог ВКонтакте Планета дорог в ЖЖ Планета дорог на Гуглплюс
Планета дорог РСС Новости Планета дорог Статьи
Рейтинг@Mail.ru
Туристический рейтинг.