planetadorog.ru Путешествия по России и миру

Отели

Блоги       30-06-2011

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

Первая часть похода далась нам просто: дожди обходили стороной, ветер усмирял свой нрав как только мы спускали катамараны на воду, а комары, похоже, потеряли всякую тягу к человеческой кровушке. Правда, в обмен на такое спокойствие природа решила не баловать нас закатными и рассветными чудесами. Но мы справедливо полагали, что все основные приключения и впечатления впереди - на бескрайних просторах Энгозера. Время показало, насколько мы были правы.

Наши катамараны без приключений преодолели реку Пулому и вышли на гладь Энгозера. Собственно, гладью это можно было назвать только при поверхностном знакомстве: берег надежно защищал от ветра. Там, где эта тень заканчивалась, по волнам ровными рядами маршировали волны. Иван кивнул головой в сторону виднеющейся на горизонте полоски леса: "Думаете, это берег? Как бы не так - это острова. Берега отсюда не видно".

Вскоре мы вышли из под защиты берега и испытали на себе весь гнев ветра. Волны накатывали на катамаран сбоку, раскачивая его и захлестывая балон. К качке я привык быстро - на нее обращаешь мало внимания, когда все без остатка силы уходят на работу веслом. Волны постоянно норовили развернуть катамаран по часовой стрелке, и Ване приходилось непрерывно табанить, чтобы удерживать выбранный курс. А тем временем у нас над головами природа жонглировала облаками, сгоняя сизые тучи в причудливые фигуры. Пару раз начинался дождь, к счастью скоротечный и слабый.

Сложно сказать, как долго мы гребли до первой остановки на маленьком островке: время и путь раздробились на безразмерные величины, отмериваемые гребками.

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

Короткий отдых, порция черники - и снова на галеры, то есть на катамараны, бороться с волнами.

Кинув короткий взгляд на воду, Ваня с удовлетворением сказал: "Хорошо барашков нет". Но взглянув на озеро еще через десяток минут он меланхолично бросил: "О, барашки". И правда, гребни волн венчали белые пенные бурунчики. Высокие волны окатывали балон катамарана, и часть вещей на тенте уже порядком вымокла. Тогда я еще не знал, что вода пробралась в фоторюкзак, вымочила паспорт и безвозвратно загубила вспышку.

Грести по такой погоде оказалось сущим проклятьем. И дело не в ветре и волнах, и даже не в иссякших давным-давно силах. Хуже всего ощущение, что катамаран стоит на месте. Темная полоска леса замерла где-то в бесконечной дали, а остров, от которого мы отошли, кажется, целую вечность назад, красуется за спиной на расстоянии вытянутой руки. Но вот от линии горизонта отделяется клочок скалиской суши, и начинает медленно расти. Вот мы поравнялись с ним... А еще через целую вечность мы оставили островок чуть позади. Значит, мы все же движемся, а это придает силы.

Но вот проступают очертания еще одного острова. Ваня подбадривает нас - там наша стоянка, конец пути близко. Говорить о том, что при этих словах у нашей команды открылось второе дыхание, глупо. Второе дыхание уже давно выдохлось, равно как и третье и четвертое. Пожалуй, для последнего рывка каждый из нас задействовал резервы с пометкой "В случае смертельной опасности разбить стекло".

Когда до камней спасительного берега оставалось не больше двух десятков метров, а весло наткнулось на глубине на что-то твердое, я не вытерпел и, бросив весло, спрыгнул в воду. Ушел по грудь - не важно. Тогда в голове пульсировала только одна мысль: я дотащу этот катамарн до берега даже если мне понадобится тянуть его зубами. Вместе со мной в воду спрыгнула Саша. Вдвоем мы, оскальзываясь на камнях, втянули катамаран на песчаный берег.

Отдых. Много отдыха и чая. И наконец-то долгожданный подарок севера: удивительно красивый закат.

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

Прежде чем отправиться спать, Ваня сказал простую, но многообещающую фразу: "Завтра баня". Этому событию надо уделить особое внимание. Я не большой любитель бани, но пройдя через ее пар в прошлом году, я чуть ли не больше всех обрадовался банному дню. Походная баня - это награда усталому туристу за дни приключений. Но прежде чем получить этот вожделенный приз, надо потрудиться: заготовить дрова и конечно же сложить каменку.

Пока я начал колоть дрова, Ваня полез в воду за камнями. Бывалый турист, он знает - камни, специально вытащенные из воды, будут дольше держать жар. А вот камни старой бани, однажды протопленной, дадут куда как худший результат.

Для бани Иван выбирает четыре высоких камня-колонны и складывает из них боковые стены, которые потом закрывает большой плитой. Заднюю стену прикрывает плоская крышка. Получившийся "короб" наш капитан обкладывает камнями поменьше.

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

Тем временем первая партия дров готова - сухой топляк занимается быстро и горит жарко. А Андрей все подтаскивает новые сухие стволы - работу для дровосека.

Вскоре каменка начинает испускать такой жар, что находиться даже в паре метров от нее просто невозможно. Дрова отправляются в печь целыми кругляками: в печи жар такой, что и неразрубленные дрова занимаются и прогорают до тла.

Саша тем временем наловил рыбы...

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро
...И вместе с Машей разделал и выпотрошил её - вечером на ужин была уха.

Ну а ведущий кочегар не стал дожидаться рыбы свежей и размялся рыбой консервированной...

...Продемонстрировав мастерское владение топором.

Через шесть часов старший кочегар Иван заканчивает кормить печь дровами и вместе с Андреем выгребает угли из каменки. Если этого не сделать, то в бане можно угареть.

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

Поверх пышущей жаром печи на четырех веслах-колоннах ставят тент. Зеленое полотно тут же надувается, превращаясь в угловатый шарик. А теперь - всем в баню! А кто не парится, я не виноват :)

Описывать технические детали банного дела можно, только вот интерес в этом будет скорее академический. Ну а рассказывать про саму баню - и вовсе бело неблагодарное. Не одно поколение туристов кривит нос при одном слове "баня" до первого входа в парилку. А потом тот же самый нос держит по ветру при упоминании о предстоящей помывке. И мало кто потом забывает, как ты, разгоряченный, выбегаешь из парилки и плюхаешься в прохладное карельское озеро. Как барахтаешься и смеешься, а потом внезапно ложишься на воду и просто подчиняешься власти волн. И нет ничего кроме этих волн и низкого северного неба. А потом, пошатываясь, будто пьяный, доходишь до бани - и все по новой. И снова ты выбегаешь, и остаешься один на один с волнами и небом. Но можно ли это понять, не побывав в карельской бане? Пожалуй, нельзя, и даже самые красноречивые слова не смогут передать всех впечатлений. Уж поверьте ярому противнику бани.

Вечером природа снова преподносит нам подарок - золотые лучи солнца раскрашивают деревья, берега и камни теплыми красками, а уже зашедшее за горизонт светило расцвечивает редкие облака розовым.

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

В днёвках хоть и есть свои плюсы - не надо грести - но вскоре все примечательные точки на стоянке оказываются обсняты со всех возможных ракурсов, да еще и в разную погоду, и становится просто скучно. А лучший метод борьбы со скукой - гребля. Утром мы снялись с гостеприимной банной стоянки, и сошли на воду. Правда, прошли мы совсем мало - и по времени, и по пути, и вскоре встали на небольшом острове. Разложив палатку, я отправился в "кругосветку" - обошел остров по периметру и присмотрел ракурсы.

Под вечер дождь, который до сих пор только пугал нас, наконец-то пошел по-настоящему. А что будет делать настоящий фанат фотографии в дождь? Сидеть в палатке? Как бы не так! Он отправится в очередную "кругосветку". Дождь в Карелии может идти днями, то усиливаясь, то ослабевая и практически заканчиваясь. И такой дождь при всей его монотонности и скуке может до неузнаваемости изменит озерный край, завесив далекие берега легкой дымкой. И в такое ненастье терпеливый зритель сможет увидеть совершенно другую Карелию - малоцветную, таинственную и зыбчатую.

В такие моменты становится не так уж и важно, держишь ли ты в руках камеру или нет. Хочется просто стоять на скальном уступе, смотреть в подернутую туманной пеленой даль и слушать частые приглушенные удары капелек дождя по капюшону.

А потом я пошел спать, и умудрился проспать закат, несмотря на все крики друзей-фотогафов, пытавшихся меня разбудить. Все закаты не снимешь, не так ли? Но зато к вечеру дождь перестал - невиданная благосклонность природы.

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

Но зато можно снять все рассветы! Именно с такой мыслью я проснулся на следующее утро, собрал технику и (что на меня нашло?!) совершил еще одну кругосветку. На мыс я вернулся без кадров, но как раз к рассвету. В спешке я поставил камеру на штатив и по колено в воде пошел выстраивать кадр. Я ступал по скрытым водой скользким камням, в спешке не уделяя должного внимания безопасности. И произошло ровно то, что могло и должно было произойти: под ногу мне подвернулся особенно скользкий камень, я потерял равновесие и всем телом начал заваливаться на левый бок. Извернувшись, я смог удержаться на ногах, но штатив с установленной на нем камерой, который я держал в левой руке, ушел под воду. В тот момент мне было совершенно не важно, что из-за таких водных процедур техника могла выйти из строя - я видел ракурс, а рассвет не собирался ждать, когда я приду в себя.

"Камера вымокла - не беда. Капли на объективе - это хуже, их видно, они портят картинку. У меня же должен быть носовой платок, им я и вытру фильтр. Платка нет! Я ведь его переложил в другие штаны и не додумался положить обратно. Флиска не впитывает, но других вариантов нет". Вот такие мысли пробегали у меня в голове в тот момент. Я наспех протер объектив толстовкой и раз за разом начал нажимать на спуск. Когда я понял, что уже гарантировано получил хороший кадр с этой точки, я решил сделать фотографию телевиком, и... оказалось что камера отказывается работать с этим объективом. Ошибка fEE поставила крест на желанном ракурсе.

В легкой растерянности я вернулся на сушу и начал собирать технику в рюкзак. И тут меня ждал новый сюрприз: похоже, в время падения я ударил фотосумку и расколол градиентный фильтр на одну ступень. Фильтр этот я почти не использую, поэтому повода для сильного расстройства не было. Я рассказал о своих злоключениях Ивану. В ответ он рассказал мне, что утопил в это утро пару градиентников. Да, Энгозеро собрало в это утро богатую жатву.

Но основные потрясения ждали меня днем. Ту же самую ошибку fEE начал выдавать и макро-объектив, а в штатном 24-70 выпал такой плотный конденсат, что картинка через него терялась в густом тумане. Когда конденсат полностью выпарился под лучами жаркого солнца, оказалось, что это только верхушка айсберга: у объектива отказал автофокус. Закат этого злосчастного дня я снимал на объектив с ручной фокусировкой.

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

Утро следующего дня прошло в сборах. Торопиться было некуда - у нас впереди был небольшой переход до стоянки как можно ближе к поселку Энгозеро. Полтора часа работы на веслах, и мы у цели - маленького островка.

Остаток дня прошел за игрой в карты, подъеданием остатков оскудевших припасов, сном - в общем за художественным и разнообразными ничегонеделанием.

Впрочем, эта же остановка принесла мне и неожиданною радость. Проверив штатный объектив, я обнаружил внутри него на линзах конденсат. Ага, значит еще не вся вода из него выпарилась! Срочно греться! И вот после часа солнечных ванн, о чудо, автофокус ожил. Правда набравшая воды вспышка вопреки всем надеждам так и не включилась, да и макро-объектив мигал ошибкой. Но эти досадные недоразумения в тот радостный момент казались сущими мелочами.

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро

Часам к девяти было решено, не дожидаясь заката, сняться со стоянки и идти к финальной точке нашего маршрута - поселку Энгозеро. И по необъяснимой прихоти природы именно в этот вечер облака, солнце и вечер сложились так, чтобы показать нам самый красивый закат за всё время нашего недолгого путешествия. Карелия прощалась с нами, вот только мы не могли ответить на ее прощание щелчками затворов. Быть может действительно лучшие фотографии те, что сделаны глазами?

А дальше - походная рутина, которой неминуемо заканчивается любое путешествие, и плохое, и хорошее. Пристать к берегу, собрать катамараны, найти машину и вместе со всеми вещами доехать до железнодорожной станции. И снова все по старому известному сюжету: шесть часов ожидания, тесный, забитый туристами зал ожидания и спешная загрузка в поезд. Точка. Путь домой.

У меня остались странные чувства от этой поездки. Я рвался в Карелию весь год, последние месяцы считал дни... В самом начале поездки, еще в поезде, Ваня сказал показавшиеся мне тогда странными слова: "Я завидую тем, кто еще не был в Карелии. Они могут побывать там в первый раз. Самые сильные впечатления именно от первой поездки, больше таких не будет".

И только сейчас я понял, насколько эти слова правильные. Багульник уже не пахнет так пронзительно, густой мох на камнях не притягивает столько внимания, а рассветы и закаты не воспринимаются так остро. Но почему, проходя по северным зарослям я незаметно для себя тереблю острые листочки и потом долго вдыхаю свежий пряный запах багульника? И почему я все так же боюсь наступать на прихотливые заросли лишайников и ягеля? И почему я до темна смотрю в ночное небо, в надежде, что последние лучи зашедшего солнца подсветят облака нежными закатными тонами?

Карельские дневники. Такое разное Энгозеро
Долго будет Карелия сниться...

Озеро Энгозеро на карте Карелии.

Рубрика:  Блоги
Регионы:  Карелия
Комментарии для сайта Cackle
Избранные статьи
Беломорские петроглифы - фотоотчёт Водопад и вулкан Гирвас Гора Сампо Достопримечательности Карелии
Териберка чёрно-белая Музей ретро-автомобилей Джип-триал на полигоне Камекс Перечень музеев, бесплатных для детей
Популярные регионы
Избраное
Петербург, Михайловский замок. Фотозарисовки
Популярные темы

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.planetadorog.ru/ обязательна.