planetadorog.ru Путешествия по России и миру
Главное
 
Путешествия
 
Города
 
Природа
 
История
 
Экстрим
 
Блоги
 
Репортаж
 
 Блоги       23-01-2012 

Чернобыльская АЭС. Мифы Чернобыля

Чернобыль манил меня давно. Куча прочитанных статей, просмотр фотографий в блогах — все это рисовало в моей голове всякие легенды, и всё больше толкало к тому, чтобы поехать самому посмотреть эту мифическую станцию. Будучи на Украине вот уже 1,5 года, я постоянно предлагал друзьям туда съездить, но все как-то вяло реагировали на такие предложения.

И вот друг случайно обмолвился, что собирается наведаться в Чернобыль на экскурсию. Я тут же решил сесть ему на хвост, ибо не простил бы себе, если бы свалил из Украины, так и не посетив это место.

Нужно сказать, оно того стоило.

Есть несколько способов посетить Чернобыль. Первый — это поехать туда своим ходом, одному или с друзьями. Второй — поехать туристом, ибо экскурсии в Чернобыль давно уже поставлены на коммерческие рельсы. И тот и другой способ подразумевают бесцельное шатание по городу, фотографирование одних и тех же мест, с небольшими вариациями, и последующим выкладыванием тонны однообразных фоток, коих уже тонны в сети.

Нам выпал гораздо более интересный способ, такой простой, но который мало кому выпадает, и в этом вся его прелесть. Когда я спросил у друга, с кем мы едем в Чернобыль, он ответил: «с местными». Что это значило, и какой это шанс, я понял уже во время поездки.

«Местные» это те, кто ранее жил в Чернобыле или в Припяти, и теперь время от времени возвращаются в родной город навестить места своего детства. За один день я узнал столько интересного о том далёком 86-м, сколько не накопать ни в одном Интернете. Именно в этом и была вся прелесть поездки.

Но для начала мифы, которые это путешествие развеяло.

Миф первый: отдалённость Чернобыля от больших городов.

Я почему-то всё время представлял, что такие объекты, как АЭС, должны находиться на максимальном удалении от больших городов, чтоб уж если бабахнет, так с минимальными потерями. Как бы ни так.

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Достаточно было взглянуть на карту перед самой поездкой, как я поразился логике проектировщиков: чернобыльская АЭС стоит всего в каких-то 150 км. от Киева.

Тогда, в 86-м, подуй ветер в сторону столицы сразу после взрыва, как пришлось бы эвакуировать весь город. К этому, кстати, и готовились, только «пронесло». На авто мы добрались до зоны за каких-то 2 часа.

 

 

Миф второй: непосещаемость.

Из рассказов блоггеров у меня была уверенность в том, что в зону аварии ездят разве что чекнутые искатели радиации на свою пятую точку (вроде меня), а нормальные люди ближе, чем на 30 км к этой зоне не подойдут. Ещё как подойдут!

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Первый контрольный пункт на дороге к станции — это зона III: 30-километровый периметр вокруг АЭС. На подъезде к КПП выстроилась такая вереница машин, что я даже и представить не мог: притом, что машины пропускались через контроль в 3 ряда, мы отстояли около часа, дожидаясь своей очереди.

Причина тому — активное посещение бывшими жителями Чернобыля и Припяти в период с 26 апреля до майских праздников. Все они едут либо на прежние места жительства, либо на кладбища, или «на гробки», как тут ещё говорят.

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
С этого места начинает активно сказываться действие радиации: многие тачки начисто глохнут, и водилы толкают их вручную. (на снимке: _ink засунув руки в карманы интересуется о том, когда будет обед, в то время как его друзья, теряя сознание, пытаются завести с толкача поражённый радиацией автомобиль)

Миф третий: закрытость.

Я был уверен, что все подъезды к АЭС тщательно охраняются, и никого, кроме обслуживающего персонала, туда не пускают, а проехать внутрь зоны можно, только дав на лапу охранникам. Ни фига подобного.

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Через КПП, конечно, просто так не проедешь, но менты лишь выписывают на каждую машину пропуск, с указанием кол-ва пассажиров, и езжай себе, облучайся.

Говорят, что раньше ещё и паспорта спрашивали. Кстати, детей до 18 лет в зону не пускают.

Дорога к Чернобылю окружена с двух сторон стеной деревьев, но если приглядеться, то среди бурной растительности проглядывают заброшенные полуразвалины частных домов. В них уже никто не вернётся.

Миф четвёртый: необитаемость.

Чернобыль, находящийся между 30-ти и 10-километровыми периметрами вокруг АЭС, вполне себе обитаемый. В нём живёт обслуживающий персонал станции и окружностей, МЧС и те, кто вернулись на свои прежние места. В городе есть магазины, бары, и ещё кое-какие блага цивилизации, но нет детей.

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Чтобы въехать в 10-километровый периметр, достаточно показать пропуск, выданный на первом КПП. Ещё 15 минут на машине, и мы подъезжаем к АЭС.

 

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Самое время достать дозиметр, которым меня заботливо снабдила мадам, выпросив сий девайс у своего деда, помешанного на такого рода примочках. Перед отъездом я замерил показания во дворе своего дома: 14 мкР/час — типичные показатели для незараженной среды. Кладём дозиметр на траву, и пока делаем пару кадров на фоне клумбы, приборчик себе тихо подсчитывает. Что он там намерял?

Хех, 63 мкР/час — в 4,5 раза больше среднегородской нормы... после этого получаем совет от наших провожатых: ходить только по бетонной дороге, т.к. плиты более-менее очищены, но вот в траву не залезать.

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля

 

Миф пятый: неприступность АЭС.

Почему-то мне всегда казалось, сама АЭС обнесена каким-нибудь километровым периметром колючей проволоки, чтобы не дай бог какой-нибудь искатель приключений не подошёл к станции ближе, чем несколько сот метров, и не получил дозу облучения.

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Дорога приводит нас прямо к центральной проходной, куда время от времени подъезжают рейсовые автобусы, развозящие работников станции — на АЭС и по сей день продолжают работать люди. Со слов наших провожатых — несколько тысяч человек, хотя мне эта цифра показалась слишком высокой, ведь все реакторы давно уже остановлены. За цехом виднеется труба разрушенного 4 реактора.

 

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Площадь перед центральным административным зданием переустроена в один большой мемориал погибшим при ликвидации аварии.

 

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
На мраморных плитах высечены имена тех, кто погиб в первые часы после взрыва.

История 1. Сомик Вася

Работа АЭС подразумевает использование большого количества воды, поэтому вокруг станции образована целая сеть каналов и прудов, густо заселённых рыбой. В одном из таких прудов живёт сом по имени Вася, размером с 2 человеческих роста.

Традиция подкармливать сомов пошла ещё со времён строительства станции: работники постоянно приносили им то батоны, то куски колбасы. И то ли от такого усиленного питания, то ли от близости радиации, но пара сомов выросла до гигантских размеров.

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Традиция кормить сомов сохранилась и по сей день: все старожилы первым делом едут на этот пруд, и с моста бросают сомам кучу еды. Правда, нам так и не довелось в этот день увидеть самого Васю, видимо он торчал где-то на дне, но вот один его коллега плавал на поверхности: сом длиной 1,5 метра изредка лениво хавал куски хлеба, которые ему бросали.

 

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Мы садимся в машины и едем в Припять — заброшенный город атомщиков. Дорога проходит практически под стенами 4 реактора, буквально в 200 метрах от него. Через дорогу от энергоблоков находится подстанция с ниипическим количеством трансформаторов, изоляторов и проводов. Судя по жужжанию в проводах — подстанция действующая.

 

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Небольшая остановка, и пока народ фотографируется, мы с пацанчиком делаем небольшой замер фона в придорожной траве. 159 мкР/час. Поехали-ка мы отсюда, ребята.

 

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
Припять: тот самый мёртвый город. Его строительство началось одновременно со строительством АЭС, и предназначался он для работников станции и их семей. Находится он в каких-то 2 километрах от станции, поэтому ему досталось больше всего. На въезде в город стоит стела. В этой части дороги радиационный фон самый опасный. 257 мкР/час, что почти в 18 раз превышает среднегородскую норму. Другими словами, ту дозу радиации, которую мы получаем за 18 часов в городе, здесь мы получим за час.

Ещё несколько минут, и мы доезжаем до КПП Припяти. Дорога идёт недалеко от ЖД ветки: в былые времена по ней ходили самые обычные пассажирские поезда, например Москва-Хмельницкий. Пассажирам, ехавшим этим маршрутом 26 апреля 1986 года, выдавали потом удостоверение чернобыльца.

В город пускают только пешком, нам так и не удалось выбить разрешение для проезда, хотя у провожатых были удостоверения.

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
К слову о мифе непосещаемости. Вот фото, сделанное с крыши одной из высоток на окраине города, вблизи КПП: среди деревьев видны машины и автобусы, припаркованные вдоль дороги, ведущей в Припять (фотка была сделана с крыши самой правой из 3 девятин на первом плане).

 

Чернобыльская АЭС: Мифы Чернобыля
А вот так выглядела это дорога до аварии, во времена «живого» города.

Чернобыльская АЭС. Мифы Чернобыля. Часть II

 

Автор: vit-au-lit

Рубрика:  Блоги
Регионы:  Украина
Избранные статьи
Мурманск Кольский полуостров. Териберка Заброшенные города России Поездка по Тверской области
Гостиницы Ростова Великого Альпийские фотозарисовки Озёра Карелии За Окой: Подмоклово-Поленово-Савино-Дворяниново
Прокат авто в России и по всему миру
Популярные темы
Избраное
Углич - тихий город на Волге
Популярные регионы
Страхование туристов
 

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.planetadorog.ru/ обязательна.
Планета дорог на Фейсбуке Планета дорог в Твиттере Планета дорог ВКонтакте Планета дорог в ЖЖ Планета дорог на Гуглплюс
Планета дорог РСС Новости Планета дорог Статьи
Рейтинг@Mail.ru
Туристический рейтинг.