planetadorog.ru Путешествия по России и миру
Главное
 
Путешествия
 
Города
 
Природа
 
История
 
Экстрим
 
Блоги
 
Репортаж
 
 Блоги       02-02-2011 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

Беломорско-Балтийский канал — это не просто судоходный канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. А также не просто важный транспортный объект, дающий выход из Белого моря через Волго-Балтийский канал на Балтику и Каспий (через Волгу соответственно), а через Волго-Донский канал в южные моря. Это целая история, начало великих лагерных строек выдающихся объектов советского времени. При строительстве появились не только водохранилища и шлюзы. В жаргонную речь, от строителей канала, добавились новые слова, например, «туфта» и «зек». В истории канала можно насчитать три периода: строительство - 30-е годы, восстановление после войны - 50-е и настоящее время. Попробую рассказать о них чуть подробнее.

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Для тех кто не курил папиросы "Беломорканал", на пачке которых было отмечено его расположение, привожу карту. А судя по запросу, популярному в яндексах - Беломорско-Балтийский канал на карте - с этим вопросом многие сталкиваются.

Канал взялся не на пустом месте. Беломоро-Онежское соединение известно с глубокой древности, а первые письменные описания этого волокового пути относятся к 15-16 векам. Впервые идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала царю Петру І, но детально за разработку проекта канала взялись только в середине 18 века. В 1922 году на основании всех предыдущих материалов был разработан проект постройки канала. Рассматривалось две основные трассы канала - западный вариант и восточный. Оба этих варианта приведены на карте справа: западный - желтый, а восточный, по которому в итоге и был построен канал, - синий.

Длина обоих вариантов была практически одинаковой, они различались высотой водораздельного бьефа (западный выше восточного) и обеспеченностью его водой (восточный беднее водой и нуждался в дополнительном питании). Все сооружения по проекту 1922 года проектировались бетонными, шлюзы - однокамерными, ворота их - металлическими двухстворчатыми. Построен был в итоге восточный вариант. Шлюзы были однокамерными, но вместо бетона и железа в ход пошло дерево. Камеры и ворота были деревянными. Только к 2009 году все камеры шлюзов канала стали бетонными.

Строительство канала началось в апреле 1930 года. Срок был отведен в 3 года. Для ускорения работ изменили и габариты шлюзов и глубину канала. Габариты камер планировались в 312х20х7 метров, как это предполагалось до этого, а стали всего 133х14,3х4 метра (длина, ширина, глубина).

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала - строительство взяло под контроль ОГПУ. И понеслось.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Труд был ручной. Рабочих рук было целые лагеря. Лес - топором, трассу - лопатой.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Природа наделила Карелию не только богатыми лесами и озерами, но еще и скалами: их взрывали и снова дальше руками.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Строительство канала внесло след и в жаргонный фольклор. Добавились слова туфта и аммонал: "Без туфты и аммонала не построим мы канала". Аммонал - это взрывчатка. Туфта - жаргонное слово, обозначающее Технику Учета Фиктивного Труда. Появилось и слово зек. В оригинале звучало как сокращение к сокращению з/к - "Заключённый каналоармеец".

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Беломорско-Балтийский канал им. И.В. Сталина (такое название он сохранил до 1961 г. ) был открыт в августе 1933 года. По официальным данным за время строительства (1931—1933 г.) умерло 10 936 заключённых. После окончания строительства на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.

* * *

За время Великой Отечественной войны канал, как стратегически важный объект, претерпел разрушения: южная его часть была полностью уничтожена. Произошло это потому, что во время войны западный берег канала был захвачен финнами. В 1941 году советская сторона взорвала 7 шлюзов в районе Повенца. После завершения войны повреждённые объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года.

В 1950 году было принято решение о капитальном ремонте и реконструкции канала. По проектам некоторые шлюзы должны быть перестроены, а на трассе канала появится монументы в честь победы в Великой Отечественной войне.

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Так должен был выглядеть шлюз №1 с Онежского озера.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
...пилоны у верхней камеры шлюза №7 и обелиск памяти павшим у шлюза №5.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Башня шлюза №5 и маяк в Онежском озере у входа в канал.

Но планам так и не было суждено сбыться. Тематику памяти героям Великой Отечественной впоследствии реализовали на строившемся Волго-Донском канале. На Беломоре к середине 50-х годов заменили ворота с деревянных на железные, углубили канал до 5 метров (в начале была глубина 3 метра), а к концу 50-х годов провели электрификацию объектов инфраструктуры канала.

Любопытно, что в 30-е годы был разработан проект строительства второй ветки канала, доступной для крупных морских судов, с гарантированной глубиной не менее 6,4 метров.. Изначально её предполагалось построить к концу 30-х годов, но команды на постройку не поступило и проект так остался невоплощенным. Примечательно, что для его реализации потребовалось не только увеличение запаса водохранилищ, но и поднятие уровня Свири с затоплением большей части Петрозаводска и прибрежных сел.

* * *

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Своего рода продолжением Беломорканала должен был стать Кольский канал, проект которого также был разработан, но не реализован. Этот канал должен был соединить Кандалакшинский и Кольский заливы через Кольский полуостров. Канал планировался доступным для морских судов и должен был сократить путь между Ленинградом и Мурманском на 1000 километров. Эта водная артерия открывала бы доступ грузов в центральные районы Кольского полуострова непосредственно в морских судах. На Кольском водном пути проектировалось 110 сооружений, в том числе 26 шлюзов, 33 плотины, 36 каналов, 8 дамб и 7 водоспусков. Разность уровней между наивысшей точкой водораздельного участка Кольского канала и уровнем моря равна 147 метрам, поэтому средний напор на шлюзах составил бы 10-13 метров. Продолжительность навигации на канале в среднем составила бы 5 месяцев.

* * *

С открытием в 60-х годах Волго-Балтийского водного пути, соединившего Волгу и Дон с Балтикой, возрос грузопоток идущий по Беломорканалу. Новые серии грузовых судов строились с учетом имевшихся габаритов камер. В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы СССР. Пик грузоперевозок пришелся на середину 80-х годов.

Но в 90-е годы, с развалом пароходств и транспортных линий, когда встали на прикол, были проданы, или порезаны тысячи судов грузопоток на канале невероятно упал. В конце 90-х самыми частыми судами стали караваны грузовых судов идущих из Сибири (Лена, Енисей, Обь) на работу и продажу в Европу. Но это был поток в одну сторону. В другую грузов почти не было.

С 2002 года по каналу начались нефтеперевозки с Волги и Камы на Белое море, где с речных танкеров нефть перекачивали на морские танкеры. Закончилось это разливом нефти и загрязнением Белого моря. Преднамеренное банкротство крупнейшего речного пароходства занимавшегося нефтеперевозками - "Волготанкера" (на пару с ЮКОСом) - поставил крест и на этом.

Но начало развиваться пассажирское судоходство. Первый рейс теплохода с туристами состоялся в 2001 году и на сегодняшний день предлагаются круизы на Соловецкие острова из Санкт-Петербурга, Москвы и волжских городов. С развитием новых нефтеносных месторождений на Севере (Варандей) начались перевозки оборудования с Европы через Беломоканал. Работают линии по перевозке древесины на Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат.

* * *
Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Я на канале был два раза: в 2001 году и в 2010. Предлагаю посмотреть как выглядит канал в наше время. Начнем с Повенчанской лестницы, находящейся в южной части канала, у Онежского озера. Здесь начинается лестница из шлюзов - подъем из озера на водораздел. За 4 часа теплоход проходит 7 шлюзов, следующих друг за другом. На фото: вид на Онежское озеро и шлюзы №1-4. Виден также маяк в озере у входа в канал. Можно сравнить с тем, какой планировали сделать.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
А это вид на другую часть "лестницы", со стороны озера. Шлюзы №5-7.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Затем теплоход выходит в Волоозеро и далее следует по озерам (Маткозеро, Телекино), соединяющимся каналом, по пути проходя шлюзы №8 и 9.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
ГЭС на шлюзе №9.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Выход в Выгозеро - крупнейшего озера на трассе канала. Вид с южной части.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Выгозеро - вид со стороны города Надвоицы.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
После сотен километров берегов, скал и лесов непривычно видеть такие признаки "цивилизации". Алюминиевый завод в Надвоицах, действующий с 1954 года.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Тоже Надвоицы.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Шлюз №10 в Надвоицах.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Шлюз №11 прошедший реконструкцию в этом году. До этого времени он был последним имевшим деревянные стенки. Сейчас их заменили на такие, украшенные надписями "С горки не спускать", "При маневрах не толкать" и другим на эту тематику.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Шлюз № 14.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Шлюз №15.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Теплоход на рейде поселка Сосновец, ниже шлюза №15.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Трасса канала между шлюзами №11 и 13.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
В городе Повенец, за шлюзом N2, к 70-летию ББК была построена церковь в память о строителях канала.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Навесных автодорожных мостов над каналом нет - дорога проходит по воротам шлюзов.

 

Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала
Железнодорожный мост здесь всего один, но зато какой! Об уникальном разводном Шиженском железнодорожном мосте, находящемся в районе Беломорска, я уже рассказывал. Это разводной мост откатно-раскрывающейся системы. Был введен в эксплуатацию в 1952 году. Подобных сооружений в мире всего два - один в Канаде, а другой - этот самый мост в Беломорске.

На этом знакомство с Беломорско-Балтийским каналом можно считать состоявшимся.

Рубрика:  Блоги
Регионы:  Карелия
Избранные статьи
Марциальные воды Белое море, Карелия Пальеозеро Национальный парк «Паанаярви»
Great Britain trip, part 7, Northern Scotland Горнолыжные курорты Подмосковья Ангарск. Старые фотографии Вдоль Калужского шоссе
Популярные регионы
Избраное
Панорама «Оборона Севастополя»
Популярные темы
Поиск и покупка Ж/Д билетов
 

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.planetadorog.ru/ обязательна.
Планета дорог на Фейсбуке Планета дорог в Твиттере Планета дорог ВКонтакте Планета дорог в ЖЖ Планета дорог на Гуглплюс
Планета дорог РСС Новости Планета дорог Статьи
Рейтинг@Mail.ru
Туристический рейтинг.